воскресенье, 1 декабря 2013 г.

Было ли в СССР построено феодальное общество

            В конце восьмидесятых приоткрытые Горбачевым информационные шлюзы были прорваны накопившимися за десятилетия в мозгах и столах размышлениями и откровениями. Одной из обсуждавшихся тем была, какое же таки общество построено в СССР.
            И немалая часть авторов называла этот строй феодализмом. Попробуем разобраться, так ли оно…
            В своей недавней статье «Марксизм и светлое будущее» я отметил, что одним из приписываемых Марксу достижений является его разбивка истории человечества на общественно-исторические формации: первобытно-общинный строй, рабовладельческий строй, феодализм, капитализм.
           И на смену последнему, согласно Марксу, должен придти коммунизм. Об осуществимости которого написано в статье «Про жизнь хорошую, которая не будет никогда»…
            Ибо даже согласно принятой на XXII съезде КПСС программе этой самой КПСС, именовавшейся тогда программой построения коммунизма, одним из условий этого построения ставилось выведение уникального биологического существа, именуемого «новым человеком».
            Чисто по Шопенгауэру:
            «Чтобы основать совершенное государство, надо прежде всего создать такие существа, природа коих допускает, чтобы они всюду жертвовали собственным благом во имя общественного благополучия».
            Но при помощи каких химических препаратов можно поменять структуру мозга хомо сапиенс, чтобы он превратился в «нового человека» Программа КПСС не говорила…
            Вышеупомянутые же пять формаций появились в советской исторической науке лишь в двадцатые- тридцатые годы двадцатого века. Эту схему стали именовать «пятичленкой» (Wow!!!, анекдот про Василия Иваныча и квадратный трехчлен помните?) Энгельса- Сталина и сочинил ее советский востоковед В.В.Струве, а Марксу приписали уже позже.
             Также в статье «Марксизм и светлое будущее» отмечал, что исторические формации и фазы развития общества Маркс описывал на основании истории Западной Европы или Средиземноморской цивилизации. Которая, зародившись в восточной части моря, свое дальнейшее развитие получила уже севернее.
              И вот советская историческая наука, ссылаясь якобы на Маркса, одной из формаций, присущих разным народам называет феодализм. Необоснованно расширяя это понятие, ибо то, что под феодализмом понимал Маркс присуще, в основном, лишь Западной Европе.
              Экономической основой феодализма была собственность феодала на землю, которую он давал в пользование крестьянам, ведшим мелкие единоличные хозяйства и либо отдававшим ему часть урожая (оброк), либо отрабатывающим на него часть своего времени (барщина).
              Так. Въезжаем. Земля в частной собственности. И передается по наследству. Твоя земля- ты начальник. Типа, король, герцог, барон… Это Западная Европа.
            Теперь Азия. Тут наоборот. Если ты начальник, твоя и земля. Перестал быть начальником, с земли (с «кормления») тебя сгоняют. Understand?..
            Небольшая аналогия с новейшей историей России. В девяностые некоторые люди стали друзьями «дедушки», предварительно став миллиардерами. Т.е., работала схема- сначала богатство, потом близость к власти.
           В нулевые схема перевернулась на 180 градусов. Если ты с вожаком журавлиной стаи в секции дзюдо не занимался, богатым тебе не быть.
           Think, господа, think
           Далее, что еще было в европейском феодализме в отличие от восточных режимов.
           Дуализм светской и церковной власти. Существовала, знаете ли, некая соревновательность между папами и кардиналами с одной стороны, королями и герцогами с другой. Постоянно выясняли отношения, кто из них главнее.
           И «стояние в Каноссе», и «авиньонское пленение»…
           А Дюма почитать. Начало семнадцатого века, в России только- только смутное время закончилось. О «любви и дружбе» мушкетеров короля и гвардейцев кардинала… Это вроде как сейчас в центре Москвы кремлевская охрана с патриаршьей мордобои с перестрелками бы устраивала.
           Да. Патриоты сморщат нос и скажут: фу, как хорошо, что у нас такого не было. С одной стороны… С другой у людей вырабатывался плюралистический менталитет, умение договариваться на горизонтальном уровне. Не приказывать и подчиняться, а договариваться…
          К умению договариваться и так называемая феодальная раздробленность. Коий термин в советской исторической науке имел явно отрицательную коннотацию. А вот в «цивилизации Белых людей» отношение к нему не столь отрицательное, как у нас.
          Важнейшие принципы европейского феодализма: «Вассал моего вассала не мой вассал» и «Nullum officio sine beneficio», никакой услуги без благодарности.
          Т.е., герцог Бургундский, будучи вассалом короля Франции, выдвигал свои войска для осады ЛаРошеля, скажем, не по приказу его, а по договоренности.
          И известная советско- российская поговорка «Я начальник- ты дурак» в Европе за редчайшими исключениями никогда не работала. Ты начальник, но покуда не заплатишь, я не пошевелюсь… Такая уж она, Европа…
          Но. Для эффективности этого принципа необходима так называемая «сознательность» участников процесса. Особенно в военном деле. Ибо очень часто войско, построенное на жесткой приказной дисциплине, где казнят по жребию каждого десятого из отступивших, как у «монголо-татар», или гонят на минные поля пулеметами заградотрядов, эффективнее наемного или добровольного войска.
           Как пример, разгром разрозненных дружин русских князей «монголо-татарами» в 1223 году на Калке. Ибо после князя Ярослава Мудрого-Хромого-Скупого феодальная раздробленность на русскую землю пришла, а четкость и обязательность выполнения договоров нет.
           А вот в Европе в 1242 году объединенное войско немецких и чешских рыцарей, построенное на самодисциплине, добровольном орднунге, разгромило тех же «монголо-татар» под Оломоуцем…
           Монархи, безусловно, стремились к преодолению феодальной раздробленности, к распространению своей королевской власти на земли своих вассалов- герцогов и баронов.
           Порой им этой удавалось…
           Нормандский герцог Вильгельм, известный под прозвищем Завоеватель в 1066 году высадился с войском в Англии с целью завоевания престола, вроде бы завещанного ему скончавшимся бездетным королем Англии Эдуардом Исповедником, но захваченного Харальдом Уэссекским…
          Римский папа поддерживал его в этом деянии, ибо считал претензии Вильгельма на престол обоснованными.
          В этой истории столько сюжетных линий, в том числе и связанных с Русью…
          Отвлекусь… Вильгельм договаривается о совместных действиях с норвежским королем Харальдом Суровым, зятем упомянутого Ярослава Мудрого- Хромого- Скупого. Тот, имея собственные взгляды на английский престол, высаживается на северо- востоке Англо-Саксонского королевства, но в битве при Стамфорд Бридже 25 сентября терпит поражение, погибая в начале битвы, пораженный стрелой в горло.
          Ныне название Стамфорд Бридж носит лондонский стадион футбольного клуба «Челси», собственность Романа Абрамовича…
          Жена Харальда Сурового Елизавета Ярославна, Эллисив норвежских саг, с дочерьми Марией и Ингигердой была оставлена им на Оркнейских островах. Дальнейших сведений о ее судьбе нет.
           Возвращаемся в Англию… Харальд Уэссекский с изрядно потрепанным войском спешит на юг страны, где высаживаются войска нормандского герцога Вильгельма, и в битве при Гастингсе 14 октября терпит поражение. У англо-саксов не остается лидера, способного возглавить сопротивление, в Англии начинает править нормандская династия.
           Семья экс-короля Англии, включая его дочь Гиту, по прозвищу Лебединая шея… Интересно, знают ли в известной чайной фирме, чьим именем назвали чай «Принцесса Гита»? Или ориентировались на индийский фильм «Зита и Гита»?
           Вот. Семья с принцессой Гитой бежит в Данию, где та живет несколько лет, а потом ее сватают за киевского князя Владимира Мономаха, приходящегося внуком вышеупомянутому Ярославу и византийскому императору Константину Мономаху, по византийским источникам скончавшемуся в 1055 году от воспаления легких, а по скандинавским сагам до того ослепленному мужем свой тётки Харальдом Суровым в период пребывания на службе в Византии…
          О, сколько всякого накручено в истории…
          Старший сын Владимира и Гиты Мстислав Великий войдет в русскую историю тем, что отгонит половецкие орды за Волгу и Дон…
         У историков нет единого мнения, была ли Гита матерью Юрия Долгорукого, но такая версия существует…
          Гита же оказывается дамой весьма пассионарной по терминологии сына «монахини и блудницы». Шило у нее в одном месте, не сидится ей в киевском терему, «вертикаль власти» с Востока на Русь еще не пришла, женщину пока еще считают вполне человеком.
         В общем, в конце одиннадцатого века нелегкая несет ее в Палестину в войско Готфрида Бульонского воевать у сарацинов гроб Господень. Где она и заканчивает свою жизнь в 1098 году, и, только получив известие о ее смерти, Владимир Мономах женится вторично.
          Ладно, это так, отвлекся. Вильгельм Завоеватель начинает отбирать земельные владения у англо-саксов и давать их в управление своим людям из Нормандии, нормандским баронам, являвшимся непосредственными вассалами короля.
          Но Вильгельм требовал вассальной службы и от их вассалов тоже, вынудив баронов принять в 1085 году Солсберийскую присягу, согласно которой все рыцари были обязаны по требованию короля нести службу в его войске.
         Также были запрещены частные феодальные войны, строительство замков без королевского разрешения, в графствах поставлены королевские шерифы, введены королевские суды.
          В двенадцатом веке укрепление королевской власти в Англии продолжилось, поскольку мелкие и средние феодалы видели в королевской власти защиту от крупных, поддерживала короля и церковь.
          Но. В тринадцатом веке маятник качнулся обратно.
          Король Иоанн Безземельный, он же принц Джон из «Баллады о доблестном рыцаре Айвенго» Вальтера Скотта, сын короля Генриха Второго и «бабушки Европы» (практически все монархические династии Европы- ее потомки) Алиеноры Аквитанской, а также братец Ричарда Львиное Сердце с начала своего правления стал беспредельничать, как в отношении баронов, так и городского населения, прессуя его налогами, что, естественно, никому не нравилось.
          Поэтому двадцать пять крупнейших баронов Англии предъявили ему петицию, так называемые «Баронские статьи», в которых требовали от короля соблюдать феодальные обычаи, т.е., упоминавшееся выше вассальное право, а также подписать «Великую хартию вольностей».
          Одним из пунктов хартии было право баронов в случае несоблюдения королем пунктов хартии объявить ему войну.
           В 1215 году Иоанн хартию подписал, тем не менее, сразу же стал ее нарушать, бароны объявили ему войну, в ходе которой в 1216 году он и скончался.
            Великая хартия вольностей является частью британской конституции наряду с Хабеас корпус, Биллем о правах 1689 года и Актом о престолонаследии 1701 года.
           Большинство статей хартии были посвящены установлению законности и правопорядка, гарантиям личных прав населения, содержала положения о свободе въезда и выезда из страны, запрещалось взимать с феодалов деньги в пользу короны без их согласия.
           39-я статья хартии запрещала арест любого свободного человека, заключение в тюрьму, лишение владения, объявление вне закона, изгнание, иное ущемление прав свободных людей, иначе как по законному приговору суда равных ему, что укрепило институт присяжных. Тем самым гарантировалось, что всякий свободный человек должен предстать перед судом прежде, чем против него будет предпринято какое-либо действие.
          Продолжим об отличиях европейского феодализма от Азиопы.
          Магдебургское право. Феодальное городское право, согласно которому экономическая деятельность, имущественные права, общественно-политическая жизнь и сословное состояние горожан регулировались собственной системой юридических норм.
          Жители городов, которые получили Магдебургское право, освобождались от феодальных повинностей, от суда и власти воевод, старост и других государственных чиновников. На основе Магдебургского права в городе создавался выборный орган самоуправления — магистрат.
          Именно в самоуправляемых городах, живущих по Магдебургскому праву, зрели ростки капитализма и будущей буржуазной демократии.
         И теперь к вопросу, поставленному в заголовок статьи, а был ли в России или СССР феодализм?
         Права частной собственности на землю в европейском понимании не было в Киевской Руси, хотя до установления в Северо-Восточной Руси «монголо-татарской вертикали власти» вектор развития страны был близким к европейскому.
         Распоряжался землей в рамках своего княжества глава государства, т.е., князь. Покуда оным был. А менялись князья в русских княжествах весьма нередко. И это еще до «святого и равноапостольного» с его друзьями и покровителями с Востока.
         После же нашествия Батыя и карательных операций Александра Невского с Неврюем, вопросы назначения на княжество стали решаться в низовьях Волги.
          Не изменилось ничего и после 1480 года, считающегося официальным окончанием «монголо-татарского» ига. Просто трансферы из Москвы перестали идти в низовья Волги, а во внутренней политике и экономике никаких изменений не произошло.
          И при всех последующих царях продолжилась политика предоставления земельных наделов для «кормления» дворян, несущих государственную службу. Хоть и звались они дворянами, не было у них и малой доли тех прав, что имели западноевропейские феодалы.
          Земельные наделы дворян могли и завещаться, и продаваться, но в западноевропейском смысле частной собственностью не были, поскольку в любой момент могли быть изъяты государством.
          Любой российский дворянин, боярин мог быть лишен собственности, сослан, казнен по прихоти верховного лица в государстве, что особенно ярко проявилось в годы правления Ивана Грозного и Петра Первого. За что их Иосиф Виссарионович и почитал…
          Некое подобие прав даровал дворянам император Петр Третий аж в 1762 году, освободив их от обязательной двадцатипятилетней гражданской и военной службы, разрешив выходить в отставку и свободно выезжать за границу. Однако, под угрозой конфискации землевладений, обязаны были возвращаться в Россию и служить в вооруженных силах во время войн.
          Дуализм государственной и церковной власти на Руси тоже исчез с установлением «монголо-татарской вертикали власти». Русская православная церковь наряду с Александром Невским поддержала завоевателей с Востока, за что получила от них невиданные имущественные привилегии. А вопросы назначения патриархов, по крайней мере, века с четырнадцатого стали решаться в Кремле.
          Ну, и, наконец, Магдебургское право. Из городов Российской империи его знали лишь города, ранее входившие в состав Великого княжества Литовского и Русского, т.е., сегодняшних Украины и Беларуси. Из городов нынешней России это Смоленск, Невель и Дорогобуж.
          В 1785 году Екатерина Вторая подписала «Грамоту на права и выгоды городам Российской империи», далеко не в полной мере, но все же некоторое подобие Магдебургского права. А в 1831 году ее внук Николай Первый отменил это право для городов, где оно продолжало существовать со времен раздела Польши. В Киеве оно оставалось до 1835 года…
          Ну, про СССР говорить не приходится. Не было и близкого подобия какого-либо самоуправления. Первые секретари обкомов и горкомов, директора крупных предприятий назначались на Старой площади, в Кремле. Никакой самостоятельности нижестоящих.
           Говорить о частной собственности на землю и что-либо еще не приходится. Все принадлежало маркизу Карабасу, т.е., Политбюро ЦК КПСС. Первые секретари, председатели исполкомов, директорский корпус получали землю, «заводы, газеты, пароходы» вместе с «людишками» в «кормление». До той поры, покуда сидишь в кресле, кормишься…
           Подобная система и рядом с западноевропейским феодализмом не лежала…
           И тогда вопрос, а какой же тогда строй был в СССР?
           А вот Карл Маркс в статье «Формы, предшествовавшие капиталистическому производству» писал, что между первобытнообщинным и рабовладельческим строем были еще азиатские производственные отношения или азиатский способ производства.
           Для азиатского способа производства характерно строительство грандиозных сооружений: египетские пирамиды, висячие сады, великая китайская стена…
          Еще ирригационные сооружения, каналы разные. Восточные деспотии, основанные на азиатском способе производства, некоторые историки и называют ирригационными империями…
          Типа, «Течет вода Кубань- реки, куда велят большевики…»
           Специфика азиатского способа производства по Марксу состоит в особой роли государства в процессе материального производства.
          В Европе государство всегда было и остается главным элементом политической надстройки над материальным базисом общества. Т.е., оно не является непосредственным участником процесса производства средств к жизни или средств производства.
         Государство лишь закупает у все необходимые ему товары, включая военную продукцию у частного производителя, а при феодализме не делает и этого, феодалы сами закупают все необходимое.
          А на Востоке, в рамках азиатского способа производства, государство непосредственно создает и управляет хозяйственно обособленными производственными единицами и объектами, не только крупными инфраструктурными сооружениями, но и предприятиями самых различных отраслей материального производства.
         Ну, чисто Советский Союз. Государственные пивные, колбасные и хлебозаводы, обувные фабрики и т.д.
         В Китае и Индии огосударствление в периоды своего максимума охватывало почти все производства несельскохозяйственной продукции. А в империи Инков огосударствлению подверглось почти все, не исключая сельского хозяйства, внешней торговли и транспорта, а точнее того, что сейчас называется логистикой, и что всегда называлось распределением средств производства и произведенной продукции. Поэтому внутренней торговли и денег в империи Инков не было как таковых, да и быть не могло за их полной ненадобностью.
          Неогосударствленные хозяйственные единицы в странах с азиатским способом производства существуют, как правило, в виде крестьянских общин, ну, или колхозов на советском новоязе, принуждающих своих членов к труду на благо государства. Последнее же занимается распределением произведенного общинами продукта путем безвозмездного изъятия его части.
          Государство, основанное на азиатском способе производства, изымает у общин не только весь произведенный прибавочный продукт, но и часть необходимого. Т.е., это не налоги в европейском понимании термина, это дань.
           Другим способом изъятия продукта у общин является диспаритет цен на продукцию государственных и негосударственных предприятий. Грубо говоря, при обмене трактора на зерно стоимость трактора завышается, а зерна занижается.
          Поэтому в годы коллективизации и послевоенные годы в СССР в городах, где жили работники государственных промышленных предприятий, не было столь сильного голода, как на селе.
          Еще одна отличительная особенность азиатского способа производства от рабовладельческого, феодального и капиталистического заключается в массовом принуждении населения к работе на государственных объектах.
          К упоминавшимся выше египетским пирамидам, висячим садам, великой китайской стене добавим Беломорканал, Норильский горно-металлургический комбинат и прочие днепрогэсы…
          А построенный на болоте и на костях Санкт-Петербург… Обычно города возникали там, где людям было удобно жить, постепенно застраивались и разрастались. Исключений в мировой истории всего два: Константинополь и Санкт-Петербург, построенные по прихоти монархов. И в обоих случаях при строительстве использовался азиатский способ производства: массы населения принудительно сгонялись на стройку.
           «Кормление» государственных служащих с земли и государственных хозяйственных единиц тоже является особенностью азиатского способа производства.
            Работники государственных предприятий обычно не были рабами в античном понимании этого термина, но очень часто, например, в Китае или на уральских заводах Демидова они прикреплялись к промышленным предприятиям. Нечто подобное было и в СССР в предвоенные годы.
           За колхозы уж не говорю. И это не феодализм. Это крепостничество, которое никогда не было характерной чертой европейского феодализма. Хотя прикрепление крестьян к земле в Европе в разные периоды и в разных формах тоже имело место. Но не в столь жесткой форме, как в России и Азии.
          И теперь, используя марксистскую терминологию.
          В европейском рабовладении, феодализме, капитализме государство всегда являлось надстройкой над материальным базисом.
          В азиатском же способе производства государство, оставаясь политической надстройкой над материальным базисом, в то де самое время является и этим самым базисом.
          В советской исторической науке азиатский способ производства называли и называют политарным, государственно-общинным, государственным способом производства.
          К основным чертам этого способа производства относят:
          -Отсутствие частной собственности на землю и почти полное отсутствие частной собственности вообще.
          -Отсутствие рыночной конкуренции.
          -Крайне незначительная роль торговли. Вместо торговли преимущественно распределение продукта по усмотрению начальства.
          -Особый вид эксплуатации- государственное рабство. Это и строительство различных объектов силами заключенных, и прикрепление крестьян к земле, и использование труда работников НИИ и КБ на тяжелых физических работах…
           К чему добавляется отсутствие политических свобод, в частности невозможность свободного выезда из страны…
          4. Абсолютная власть бюрократии. Как известно, в нашей стране провести в поселок водопровод, построить во дворе детскую площадку, научить журавлей летать и отвести корюшку на нерест невозможно без высочайшего соизволения…
           Во второй половине двадцатого века исследованиями восточных деспотий и присущего им азиатского способа производства занимался бывший марксист и коммунист Карл Виттфогель.
          Именно он обратил внимание на общую особенность этих деспотий: большое значение ирригации для сельского хозяйства… Про Кубань-реку там выше. Ирригация, мелиорация, повороты рек, каналы…
           В заключении своего исследования Виттфогель приходит к выводу о сходстве «ирригационных империй» прошлого с политическими системами СССР и нацистской Германии.
          И, что в СССР построен не социализм, а осовремененный вариант восточной деспотии, построенный на азиатском способе производства.
                                                 РЕЗЮМЕ:
Мнение о существовании в дореволюционной России феодализма в
европейском значении этого термина не соответствует действительности в связи с отсутствием многих присущих феодализму особенностей.
Во второй половине девятнадцатого века в России стали
формироваться капиталистические производственные отношения, однако этот процесс был прерван переворотом семнадцатого года.
Коллективизация и индустриализация в СССР в тридцатые годы
проводились методами, характерными для восточных деспотий и азиатского способа производства.
               В девяностые годы в России была сделана попытка начать развивать капиталистические производственные отношения, однако после восьми- десяти лет реформ обратно начался процесс огосударствления экономики с приданием главной роли в ней не предпринимателям- собственникам, а государственным чиновникам.

Комментариев нет:

Отправить комментарий