суббота, 18 января 2014 г.

День в истории. 19 января

          Итак, о событиях, имевших место 19 января…
          В 1388 году, завершив трехлетние скитания после бегства из Орды, вернулся в Москву сын Дмитрия Донского, князь Василий (1371- 1425). Через годик в возрасте тридцати девяти лет папа умер, и он стал князем.
          Ясное дело, его в истории поминают куда меньше, чем отца, хотя и в его княжение событий интересных произошло немало.
          Но история правления отца все же более интересна. Официальные учебники истории преподносят Куликовскую битву, как победу русских над монголо-татарами… Ну, меня в школе так учили, и я понял, мало что изменилось. А сейчас еще и новый «путинский» учебник истории готовят…
          Таки «монголо-татарином» темник Мамай не был ни разу. Фактически он руководил образованным в причерноморских степях государством, этнически состоявшим из половцев, южных русских и прочих многочисленных обитателей Причерноморья. Сын «монахини и блудницы» мамаеву государству даже определение дал «этническая химера».
          Впоследствии этот этнос образовал казацкую вольницу на острове Хортица, что в нынешнем Запорожье, а казак Мамай стал персонажем украинского эпоса… А вот его потомок… Но об этом позже…
          И вот вышеозначенный Мамай, располагая достаточно сильным войском, оказывал влияние и на сидящих в низовьях Волги в Сарае ханов. Попросту назначал их. Чем вызывал неудовольствие правивших восточнее царевичей чингизидов.
          По Л.Н.Гумилеву Золотой Орды к тому времени уже не было, поскольку сарайские ханы назначались Мамаем. Но с востока подбиралась к Волге сибирская Синяя Орда, руководимая чингизидом Тохтамышем.
          А у Московского княжества были проблемы не с татарами, а с западными соседями, Великим княжеством Литовским и Русским. Последнее слово в официальном названии княжества у нас принято опускать, но оно этнически на 95% состояло из русских, которые к тому времени не успели еще принять название украинцев и белорусов.
         И, как у нас принято, захваты Московскими правителями соседних княжеств называют присоединением земель, а аналогичную политику князей русско-литовских агрессией.
          Таки первый набег на Москву литовский князь Ольгерд вместе с Михаилом Тверским совершил в 1368 году. Ну, и потом продолжил…
          Литовское княжество в это время постепенно сближалось с Западной Европой. И так же сотрудничал с Европой, в частности, с генуэзскими купцами из Крыма вышеупомянутый Мамай.
         Фактический же правитель Руси в годы малолетства Дмитрия Донского митрополит Алексий сближению с Европой всячески противился. Ну, не любили православные патриархи Европу.
          Давно минули те времена, когда дочери русских князей становились королевами Франции, Норвегии, Венгрии, Польши… «Монголо-татарская» ветвь христианской религии, получившая название русская православной религии всячески препятствовала сближению с Западом…
          Хотя не все на Руси были антизападэнцами. И многие бояре, и, кстати, духовник князя Дмитрия Митяй были как раз западэнцами. Как пишет Гумилев, по складу характера разумные обыватели. Прагматики то есть. Которые полагали, что если пустить на Русь тех же генуэзцев с их торговлишкой, жизнь стала бы только веселее.
          Митяй номинировался на пост митрополита после смерти Алексия. Чтобы оным стать, ему надо было прокатиться в Константинополь, дабы получить посвящение от патриарха.
          Тут ведь какое дело. В церкви есть такой ритуал, как рукоположение. Т.е., все церковные иерархи рукополагаются в таковые лицами ранее рукоположенными, ну, а… Первым своих апостолов рукоположил Христос, далее они стали рукополагать других. Таким образом, святость передается по цепочке от Христа…
          Но. В годы правления князя Василия Темного (слепого, это отдельная история), сына вышеупомянутого Василия Дмитриевича, митрополитом на Руси в 1448 году стал Иона без посвящения от константинопольского патриарха. Т.е., передаваемая от Христа цепочка святости на Ионе оборвалась. Восстановилась ли она впоследствии, мне неизвестно…
           Ладно, не об этом. Митяй благополучно проехал через Земли Мамая в Константинополь, но на обратном пути помер…
           А ярыми антизападэнцами на Руси была группа «пассионарных патриотов», опять же по терминологии сына Ахматовой, чьим идейным вдохновителем был Сергий Радонежский. С двадцати трех лет ведший строгий, уединенный, схимнический образ жизни.
          Т.е., поощряемый «монголо-татарской» ветвью христианства телесный аскетизм. Что и стало считаться на Руси признаком святости: сидеть в лесной избушке в ветхом рубище и грязи, питаться отбросами и не делать ни хрена. Ни в католичестве, ни в византийском православии такого почитания «умерщвления плоти» не наблюдалось.
           Там все святые совершали какие-либо деяния, типа благотворительности или труды какие теологические писали. Видимо от почитания такого вот аскетизма пошло на Руси обвинение стремящегося к сытой жизни западного обывателя в бездуховности.
           В общем, западэнцу стать митрополитом не случилось…
           Получив ярлык на княжение из рук Мамая, Дмитрий поначалу с ним не конфликтовал, а порой вместе с ним и грабил соседние земли, например, Рязанское княжество. Тем не менее к концу семидесятых годов четырнадцатого века наметились разногласия.
          Между Мамаем и Дмитрием возникли территориальные споры из-за Киева и Чернигова, а рязанский князь Олег предлагал Мамаю и литовскому князю Ягайло, сыну Ольгерда и тверской княжны Ульяны Александровны, вскоре ставшему королем Польши Владиславом Ягелло, союз и совместный раздел земель московского княжества. Столкновение было неизбежно…
          И. В 1380 году навстречу друг другу двинулись войска. Войско Мамая состояло, преимущественно, из обитателей степей юга нынешней Украины, большей частью половцев, жителей северного Кавказа аланов, касогов, тяжеловооруженной пехоты союзников генуэзцев.
          На помощь ему двигался с войском Ягайло. Но не успел… 8 сентября он находился в 30км от поля битвы, узнав об итогах, повернул назад. И не надо думать, что его войско состояло из литовцев. Из западных русских, будущих украинцев и белорусов. Которые в 1612 году под псевдонимом «поляки» захватят московский Кремль и будут оттуда изгнаны Мининым и Пожарским
          Как много в мировой истории зависит от того, что кто-то куда-то не успел… В 1815 году под Ватерлоо Блюхер успел придти на помощь Веллингтону, а Груши на помощь Наполеону не успел…
         Олег Рязанский, обещавший Мамаю помощь, решил не ввязываться…
         Русское войско помимо представителей княжеств собственно Северо-Восточной Руси включало в себя и немало татар, а также подошедших из Литвы литовских князей, политических противников Ягайло…
         На помощь Дмитрию двигался с востока Тохтамыш, в тот момент ставленник и союзник Тамерлана…
         Благословение Дмитрия Сергием Радонежским вопрос весьма спорный, было ли оно вообще, а если и было, то может быть за пару лет до того перед битвой на Воже.
         Еще. Если спонсорами Мамая, вполне очевидно, были генуэзцы, то в ставке Дмитрия перед битвой, согласно летописи, находились десять купцов сурожских. Сурож, ныне Судак, тоже в Крыму. В те годы населенный преимущественно греками.
        Т.е., по мнению некоторых историков, смысл битвы был и еще за контроль над торговым путем по Дону. Поскольку Волгу контролировали татары, а Днепр Литва и Мамай.
         Ход битвы подробно описан. Часть войска Мамая сумела таки отступить, чтобы год спустя на Калке (близ современного Мариуполя) встретиться теперь уже с Тохтамышем. Воины Мамая предали своего командира, принеся присягу законному хану чингизиду Тохтамышу. Правда, позволив Мамаю бежать в Крым в Кафу (Феодосию) к генуэзцам. Где те его за ненадобностью и ликвидировали.
         Сын же Мамая Мансур бежал в Литву, получив от литовских князей имение Глина и положив начало рода князей Глинских. Представительница которого Елена Глинская в шестнадцатом веке вышла замуж за московского князя Василия Третьего и родила сына Ивана. Четвертого. Впоследствии прозванного Грозным. Который явился потомком одновременно и Дмитрия Донского, и Мамая…
         Тем временем Дмитрий, за отсутствием в Москве митрополита, пригласил из Киева митрополита Киприана. Суздальские князья настучали Тохтамышу, что это, якобы московско-литовский сговор против Орды.
          Тохтамыш собрал войско и в августе 1382 года сжег Москву. Дмитрия в это время в Москве не было, он отправился собирать войско в Кострому, а ворота Москвы Тохтамышу, по словам Гумилева, открыли перепившиеся в отсутствие князя горожане.
          Однако уже осенью ханский посол выдал Дмитрию ярлык на княжение, взяв тем не менее в залог сына Василия. Которому в 1386 году из Орды помогли бежать к молдавскому господарю Петру Мушате.
          Летом 1387 года возвращавшийся из Константинополя митрополит Киприан взял его с собой и привез в Литву к Витовту, двоюродному брату Ягайло, с которым у него имелись серьезные разгогласия. Там Василий обручился с дочерью Витовта Софьей и впоследствии женился на ней.
          А вернулся в Москву, как написано в начале статьи, 19 января 1388 года, где и правил до смерти в 1425 году.
          Но это уже совсем другая история.
          Далее галопом…
          Читайте продолжение «День в истории. 19 января. Часть 2»
      Другие статьи по истории

Комментариев нет:

Отправить комментарий