четверг, 23 января 2014 г.

Как вы во#ку назовете...

        «Как вы яхту назовете, так она и поплывет…»
(Песня из мультфильма «Приключения капитана Врунгеля»
        «Я назову тебя зоренькой…»
(Савецкая песня)
         «Вам во#ку или спирт? Право и не знаю. У вас все такое вкусное…»
(Фольклор)

         Поскольку родился я совсем недавно, всего каких-то там шестьдесят лет назад, то многих вкусных и полезных напитков просто не застал. А было, говорят, и столовое вино №21, оно же «Смирновская» во#ка, и во#ка «рыковка» в честь второго советского (после Ленина) председателя Совнаркома Рыкова, расстрелянного в тридцать восьмом…
         «Ой, калИна-кАлина, пять условий Сталина,
Из них четыре Рыкова, одно Петра Великого…»
          А застал я во#ку «Московскую» с зелененькими наклейками, стоившую 2р.87к. за 0,5л и 1р.49к. за 0,25л, а также «Столичную» по цене 3р.07к. за 0,5л.
         Еще, «я так думаю» (С), савецкие граждане не очень хорошо питались. Ибо принято было употреблять поллитровую бутыль сорокоградусной «Московской» (чаще именно ее, 20 копеек таки тоже деньги) на троих. В моем сегодняшнем, шестидесятилетнего восьмидесятикилограммового дядьки, понимании, на троих поллитру это, как вообще не пить. Ну, ни в одном глазу…
        Или?.. Как там у Владимира Семеновича?.. «Сказать по нашему, мы выпили немного. Скажи, Серега. И если б водку гнали не из опилок, то чтоб нам было с пяти бутылок…»
        «Я решительно против всякой траты картофеля на спирт. Спирт можно делать из торфа» (В.И.Ленин, 11 сентября 1921 г.)
         «Ну, выпей литр… Ну, два… Ну, три… Но нельзя же напиваться, как свиньи…» (Выступление начальника воинской части на сборах офицеров запаса, 1980г.)
         Как взрослые дяденьки употребляли поллитру «Московской» в подъезде дома, где я жил, описано в рассказе «Сочинение «Зимний день»
         Потом в 1972 году… Вообще-то советское правительство антиалкогольные кампании различной интенсивности проводило на протяжении всего существования советской власти: в 1918, 1929, 1958, 1972, ну, и, наконец, в 1985 году…
         Благодаря в немалой степени последней, горбачевской, советской власти и наступил полный и окончательный ####ец.
         Таки вот. В 1972 году ограничили время продажи напитков с 11 до 19 часов. А на театре кукол Образцова в Москве часы есть, где каждый час какая-нибудь зверушка выскакивает время прокуковать. И очень уместно в одиннадцать выскакивает именно волк. Весьма популярный в те годы в СССР зверь, благодаря мультфильму «Ну, погоди» и голосу Папанова.
         В результате стал популярным в определенной среде вопрос: "Волк еще не выскочил?"
         И помимо того отменили «Московскую» и «Столичную», введя две другие: «Экстра», что стали сразу расшифровывать, как «Эх как стало тяжело русскому алкоголику» за 4р.12к. и «Особую» за 3р.62к.
         «Московскую» и «Столичную» чуть позже вернули в экспортном исполнении. Но дороже.
          Видимо, в экспортном варианте во#ка и впрямь была неплоха, ибо уже в восемьдесят восьмом, сдавая, как представитель завода, запчасти для финской АЭС «Ловииса» заместителю главного инженера этой АЭС, услышал от него похвалу в адрес российских коньяков и во#ки «Столичная».
         Кстати, появлению в семидесятые в СССР «Пепси Колы» мы также обязаны «Столичной», ибо сделка была по сути бартерной: «Пепси» построила в СССР не знаю точно сколько заводов, получив взамен эксклюзив на продажу в США водки.
         Замечу, что во#ка с одним и тем же брендом, но произведенная в разных населенных пунктах одной шестой части суши могла весьма сильно отличаться. Стакан «Экстры» ленинградского или московского производства входил внутрь без проблем и всего лишь мог занюхиваться рукавом.
         А вот аналогичный продукт шуйского там или арзамасского розлива, да простят меня жители этих городов, вызывал рвотный рефлекс уже при приближении к лицу…
        Не могу в тему не процитировать Михаила Иосифовича Веллера: «снобизм не подобает тем, кто пил «Московскую» во#ку областных разливов; что же касается «Стрелецких», «Охотничьих» и пр.- так уже непонятно не только то, как мы могли пить эту ужасную рыгаловку, которая одним своим запахом включала рвотные рефлексы, но и откуда снизошел талант на виноделов, которые умели это производить. Поистине «у нас была великая эпоха»…»
         В начале восьмидесятых ввели новую во#ку, «Русскую» за 5р.25к. взамен предыдущих. Тут ведь в чем хитрость. Официально партия и правительство цены не повышали. На один и тот же товар. А если и повышали, то, как это называлось, «на предметы не первой необходимости», ковры, золотые украшения, иногда мебель (это ж не первая необходимость), автомобили…
        А вот колбаса «Докторская» и впрямь, как стоила 2р.30к. за килограмм (2-20 стоила «Отдельная», с включениями жира) в начале шестидесятых, так и осталась в той же цене до «павловского» (премьер гэкачепист был такой) повышения 1 марта 1991 года.
        Другое дело, если в самом начале шестидесятых, идя с работы колбасу покупали в количестве 50- 100г, сам не помню, но старшие товарищи рассказывали, то уже в семидесятые килограммами и «палками».
       Причем в продаже оная осталась только в Москве, Ленинграде и столицах союзных республик, остальные развозили ее по стране. С семидесятых пошла загадка «длинная, зеленая, пахнет колбасой…»
        Вот. А поскольку зарплаты росли, то надо было увеличивать цены. Их и увеличивали. Путем замены артикула на товар. Тоисть, была «Экстра» за 4-12, стала «Русская» за 5-25…
       Народный фольклор отреагировал на 5-25 текстом:
«Стало пять, а будет восемь.
Все равно мы пить не бросим.
Передайте Ильичу- нам и десять по плечу.
А если будет больше, то будет, как в Польше.
Если станет двадцать пять, снова будем «Зимний» брать».
        Молодым про Польшу объяснять не буду, гуглите сами: Лех Валенса, «Солидарность», генерал Ярузельский…
        А потом…
        По приходу к власти Андропова все как-то слегка затихли и притаились, ожидая, что «…тебе посодють, а ты не воруй…». Поскольку при Брежневе воровали все, то все и затаились.
        Но… Половив пару месяцев народ в рабочее время по баням и кинотеатрам, «караул устал» (С)… А Андропов заболел… Но успел-таки выпустить во#ку вообще без названия, с зеленой наклейкой и надписью просто «Во#ка».
        Но по 4-70… Ее сразу же прозвали «андроповкой». Помнится, пил ее всего один раз, в командировке. Достаточно мерзкий был напиток.
        При Черненко Константине Устиновиче «андроповка» как-то потихоньку пропала. И хотя в народе было ожидание новой во#ки, «кучерской», до этого не дошло.
        Ну, а Горбачев с подачи Лигачева и академика Углова учудил антиалкогольную кампанию. «Остановка трамвая во#очный магазин, следующая остановка- конец очереди…»
«На трибунах становится тише,
Ходит трезвою всякая тварь.
Это сделал наш ласковый Миша,
Генеральный он наш секретарь…»
        Хотя указаний вырубать виноградники Михалсергеич не давал. Впрочем также, как Никита не требовал сеять кукурузу за полярным кругом…
        Однако, принятая на Руси века с тринадцатого модель управления, именуемая «вертикалью власти» так устроена, что руководящий импульс, пройдя по «вертикали» не только усиливается, но и искажается…
         В итоге… «В четырнадцатом Николай ввел сухой закон, и злые трезвые мужики развалили в семнадцатом Россию. В восемьдесят пятом сухой закон ввел Горбачев, в девяносто первом злые трезвые мужики развалили СССР».
         И. В Россию хлынул поток… Спирт «Royal», «во#ка «Зверь»- похмелья не будет», подмигивающий с этикетки «Распутин»…
        Не отставали и свои. Не будем за бодяжившийся по гаражам и подвалам и продававшийся по ларькам разбодяженный спирт неизвестного происхождения. Думать надо, где водку покупаешь…
        Каких только брендов не сочинили отечественные во#коделы. Пивоварам не удается сравниться с ними в полете фантазии. Помимо выпускаемых по лицензии туборгов и хейнекенов свои балтики отличаются разве что номерами. Ну, еще там какой-нибудь «Толстяк». Или «Самое северное в мире пиво»…
         А во#ка… «Пятизвездная», «Менделеев», «Беленькая», «Валенки», «Дрова», «Белочка», «Господа офицеры»…
         Хотя непонятна связь водки с дровами и валенками…
         С 2003 года московский завод «Кристалл» выпускает «Путинку». Вот «Медведевки» за четырехлетний период президентства не заметил. Только «Медведь» и «Медвежий угол»…
           Или:
 
А то вот на глаза попалось:
      Интересно, на какую целевую аудиторию позиционируется данный бренд. На младенцев, что ли?..
         Или под первой слезой понимается первая капля из змеевика самогонного аппарата?..
         Впервые процесс самогоноварения мне довелось наблюдать в шестидесятые в деревне. Первую каплю обычно и называют первой слезой. А самогон в начале процесса возгонки первачом…
          Чуть позже уже в городе знакомый моих родителей, работник оборонного НИИ гнал самогон из колбы из огнеупорного стекла, а змеевик из нержавейки был помещен в корпус из нержавейки тоже и омывался проточной водой из-под крана.
         Умельцы из советской оборонной промышленности делали для собственных нужд немало полезных в домашнем хозяйстве вещей. Уже при Горбачеве самогонные аппараты снабжались пультами управления и камуфлировались в корпус из-под цветного телевизора или типа того. Подальше от любопытных глаз…
         Да… Ну, так термин «первая слеза» к водке, в отличие от самогона или виски, неприменим, ибо во#ка получается путем не возгонки, а ректификации.
        Ну, и в завершение… К бренду для младенцев «Первая слеза» можно добавить тинейджерские бренды, например, «Первая менструация», «Первая любовь»…
         Мало обыгрывается в во#очных брендах, на мой взгляд, и военно-патриотическая тематика. Почему бы не выпустить во#ку, скажем «Калашников» или «Т34»?..
         Нет ограничений полету фантазии бренд-манагеров…

Комментариев нет:

Отправить комментарий