пятница, 22 августа 2014 г.

Штирлиц, Вы еврей?.. Часть 1

         «Штирлиц, вы еврей?
—      Нет, что вы, я русский, — ответил Штирлиц и подумал: «А не сболтнул ли я чего лишнего...»
          Ох, неспроста старый лис Генрих Мюллер спросил, ох, неспроста... Небось, догадывался…

          Героев позднесоветского устного эпоса нам подарил кинематограф. Кто б вспомнил командира 25-й дивизии Василия Чапаева, комиссара, впоследствии писателя Дмитрия Фурмана, прослужившего в дивизии с 25 марта по 30 июня 1919 года, порученца Чапаева Петра Исаева, если б не братья Васильевы, поставившие в 1934 году, через восемь лет после смерти Фурмана фильм «Чапаев».
           «Василий Иваныч, кто такие гетеры?..
-Бабы, Петька, бабы…
-Василий Иваныч, а что такое оргии?..
-Пьянки, Петька, пьянки…
-Василий Иваныч, а кто такие патриции?..
-Петька, да ты всю фразу целиком прочти…
-Патриции проводили время в оргиях с гетерами…
-А-а-а… Это, наверное, опечатка… Должно быть партийцы…»
           Ох, реальная история Чапаева и Фурмана не так проста, как у последнего в романе и фильме Васильевых. Комиссара- писателя из дивизии отозвали потому, что у него с Чапаем конфликт возник, тот стал с бабой Фурмана спать… Ну, да я не о том…
          Еще одного героя народного эпоса, поручика Ржевского, нам подарили режиссер Эльдар Рязанов и артист Юрий Яковлев… Поговаривают, литературной основой послужили главы романа «Война и мир», не включенные автором в окончательный вариант произведения…
          «Наташа Ростова: Господа гусары, мне жених подсвечник с тремя рожками подарил и четыре свечи. Не подскажете ли, куда мне четвертую вставить?..
           Поручик Ржевский, вскакивая: Молчать!!! Всем молчать!!!...»
           А в семидесятые по телевизионным экранам прокатился фильм Татьяны Лиозновой «Семнадцать мгновений весны», сделавший героями эпоса двух персонажей: душку группенфюрера СС Генриха Мюллера, в исполнении Леонида Броневого и штандартенфюрера СС Макса Отто фон Штирлица, он же полковник Максим Максимович Исаев, он же Всеволод Владимиров, роль сыграл Вячеслав Тихонов. Ранее танцевавший на балу с Наташей Ростовой…
           Я первую серию «Войны и мира», где Наташа танцевала со Штирлицем, смотрел, будучи пятиклассником первого января 1966 года на сеансе в 10 часов утра. Причем то была обязаловка, билеты в школе выдавали…
            В семидесятые же зрителю было невдомек, с книжками в СССР вообще была напряженка, а уж детективы это только в спецраспределителях, что вхожий на Лубянку писатель Юлиан Семенов давно уж насочинял целую серию книжек про доблестного разведчика, который поначалу был Всеволодом Владимировым, потом Максимом Исаевым, ну, а уж внедренный в самое сердце рейха, стал фон Штирлицем.
           И первым кинематографическим Владимировым- Исаевым-  Штирлицем был вовсе не Тихонов, а Родион Нахапетов в фильме «Пароль не нужен», снятом в 1967 году.
          Действие повести и фильма происходит в 1921 году во Владивостоке, куда заслан для сбора информации молодой чекист Владимиров.
          А через пару лет после «Семнадцати мгновений весны» на экраны вышел фильм «Бриллианты для диктатуры пролетариата», где роль Владимирова исполнил Владимир Ивашов. Сюжет разворачивается в 1921 году в буржуазной Эстонии, снят фильм был студией «Таллинфильм».
          На снимке Ивашов вместе со снимавшейся в том же фильме Эдитой Пьехой.
          Ивашов стал популярен еще в студенческие годы, сыграв роль Алёши (говорят, в его честь болгары назвали памятник советскому солдату Алёша) в фильме «Баллада о солдате» в 1963 году. Вместе с женой Светланой Светличной он составлял, безусловно, красивейшую пару советского кинематографа.
          Ивашов и Светличная в фильме «Герой нашего времени», новелла «Тамань». Ивашов- Печорин, Светличная- девушка контрабандистка.
          Кстати, Светличная снялась и в «Семнадцати мгновениях весны» в роли Габи.
          Габи танцует со Штирлицем в кафе «Элефант», где позже состоится знаменитая сцена свидания Штирлица с женой. Образ Габи, надо полагать, нужен был, чтобы показать моральную чистоту и верность советского чекиста.
          Уже в двадцать первом веке по двум вышеупомянутым повестям Семенова «Пароль не нужен» и «Бриллианты для диктатуры пролетариата» был снят телевизионный сериал «Исаев» с Даниилом Страховым в роли Владимирова- Исаева.
          А во второй половине семидесятых был еще фильм «Жизнь и смерть Фердинанда Люса» по повести Семенова «Бомба для председателя», где профессор Всеволод Владимиров не главное действующее лицо, тем не менее, участник событий.
         Роль Владимирова в фильме исполнял Всеволод Сафонов (слева), отец актрисы Елены Сафоновой («Зимняя вишня»).
          Разумеется, возникает вопрос, а был ли у Штирлица реальный прототип. Не помню уж, кто и когда, кто-то из лиц, близких к верхам разведки, говорил, что у СССР не было агента такого уровня, который бы работал в самой рейхсканцелярии.
          Хотя и до Штирлица был фильм «Щит и меч» по роману Кожевникова, главный герой которого Иоганн Вайс (артист Станислав Любшин) вращался в кругах, близких к самому фюреру.
          И в «Мертвом сезоне» Ладейников (артист Донатас Банионис), отвечая на вопрос персонажа Ролана Быкова, где служил во время войны, говорит: в генеральном штабе. На другой вопрос, кто там был главным- Йодль, Кейтель… После чего уточняет: я же в немецком штабе служил…
          Тем не менее… Как выше написано, Юлиан Семенов был вхож в КГБ и пользовался архивными материалами ведомства. И в интервью журналу «Дон» как-то сказал, что создавая образ Штирлица оттолкнулся от одного из агентов, которого Дзержинский, Постышев и Блюхер в начале двадцатых заслали в оккупированный японцами Владивосток.
           Тут выясняется, что был реальный человек, помимо настоящего имени и фамилии имевший псевдонимы Исаев, Макс, Владимиров. У него дедушка фамилию Исаев носил, кстати…
          Звали этого человека Симха Янкев Гершевич Блюмкин, проще Яков Блюмкин…
           Ну, а группенфюрер про что?..

1 комментарий:

  1. Яков Блюмкин фигура мифическая Даже в википедии о нем имеется сноска: "В этой статье не хватает ссылок на источники информации." Безусловно был личностью

    ОтветитьУдалить