среда, 8 октября 2014 г.

Былое и Армения

           Люди, прожившие жизнь в СССР нередко рассказывают, что они по путевкам разным много куда ездили и даже за границу. А уж Союз-то весь объездили.
           Ну, не знаю… Наверное, я в каком-то неправильном месте работал, а работал я в конструкторском бюро, что ядерные реакторы проектировало. И да, раза, наверное, три за тридцать семь лет жизни в «совке» отдыхал по профсоюзным путевкам на Черном море. В фанерных домиках с удобствами во дворе. Людям, презрительно относящимся к уровню сервиса в турецких и египетских пятизвездных отелях, такого не представить…
           А уж в самом конце восьмидесятых завод свой профилакторий построил, правда, под Ленинградом, не Анталья, однако, таки был в нем с семьей аж целых два раза, и удобства были уже в номере. Для СССР роскошь необычайная.
          Впрочем, вот у жены подруга непродолжительное время в системе исполнения наказаний работала, так она от этой службы по Союзу по путевкам поездила- полетала. Вплоть до Средней Азии. Ну, я ж говорю, неправильное у меня место работы было.
          А довелось мне в советские времена постранствовать, как по Советскому Союзу, так и маленько в страны СЭВ по делам служебным. В командировки то есть. Дополнительный плюс коих в том, что за эти путешествия я ничего не платил, но платили мне.
         И случилось побывать в таких местах, куда без командировки вряд ли бы сам выбрался. Во Львове, например, в Ужгороде. А еще в Армении. Вот не слышал я, чтобы турфирмы сейчас в Армению путевки продавали. А своим ходом как-то стремновато…
          Хотя, замечу, армяне, из «трех братских закавказских республик» мне, как люди наиболее симпатичны.
           Была у них, кстати, и в те годы такая коммерческая жилка, что тогда было недоступно мне, человеку с совковым менталитетом, это он у меня позже изменился, сейчас считаю такую жилку абсолютно нормальной. Т.е., забегая вперед, когда я у них на испытаниях приводов системы управления и защиты груши околачивал, они помимо работы…
           О чем русские мужики на работе говорят, если не о самой работе. Ясен перец, о бабах или о выпивке… «В лесу о бабах, с бабами о лесе», поговорка канадских лесорубов. Впрочем, не только канадских…
          …Так вот работники Армянской АЭС на работе обсуждали преимущественно вопросы, сколько абрикосов поместится в «жигуленок», дабы отвезти их в Тольятти, там на рынке продать, купить… ясен-красен с3,14..енные с «автогиганта» запчасти для тех же «жигуленков», и сколько на всем этом процессе удастся наварить…
          Да. Ну, так вот первый раз я был в Армении в сентябре 1980 года. Причем не на Армянской АЭС, а в курортном горном местечке Цахкадзор, где располагалась тренировочная база советских олимпийцев.
         Довелось мне побывать в столь престижном по советским меркам местечке в качестве участника Всесоюзной школы молодых ученых и специалистов по реактором на тепловых нейтронах. Проводившейся Институтом атомной энергии, который ныне именуется Курчатовским научным центром. Ну, да бОльшая часть народа из ИАЭ и была. Там еще и ЦК ВЛКСМ каким-то боком участвовал.
          Вообще, проведение подобных мероприятий для СССР той поры, а, «я так думаю» (С) и сегодняшних государственных структур типа газпромов там всяких, обыденное явление. Устроить под благовидным предлогом какой-нибудь конференции пьянку в курортном местечке. За счет бюджета.
          Хотя, все же замечу, прослушанные мною выступления специалистов ведущих институтов СССР в области атомной энергетики, мой кругозор в немалой степени расширили.
          Почему в число четырех человек из нашего КБ включили меня, видимо повлиял тот факт, что был я членом бюро ВЛКСМ… Хотя эту комсомолистскую работу вместе со всей ихней вээлкаэсэмовской 3,14##обратией жутко не любил, однако… Это тема особого разговора, жив буду, расскажу. В общем, нормальный конформизм и банальный страх. С волками жить
         Ну, помимо того, в те мои двадцать шесть лет у меня уже было несколько изобретений по механизмам управления ядерных реакторов…
         Проживали в Цахкадзоре в пансионате «Наири». Бывшие советские граждане помнят, что так называлось поколение выпускавшихся армянами ЭВМ. А чо?.. В Ереване еще и автозавод был, автомобили ЕрАЗ делал, в девяностые в Питере такие машинки еще ездили…
         Да, ну, еще часы «Наири» были и многое другое, наверное. А так, наири- это группа племен, образовавших в древние века государство Урарту. Что как раз на территории исторической Армении.
         Которая вовсе не тот маленький участок горной территории, что есть Армения сегодня. Вряд ли кто не знает, что находящаяся в Турции и очень хорошо видная из Еревана гора Арарат ранее была армянской. Аж до озера Ван (смотрите географическую карту) все это была Армения.
         Про геноцид армян, устроенный в 1915 году турками знают многие. Надеюсь…
         Не все, однако, знают, что Антанта, планируя передел мира после Первой мировой войны, предполагала оттяпать от Турции и передать Армении территории аж до Средиземного и Черного морей. Не срослось. Англичане с французами воевать уже не хотели, а у греков силенок не хватило. Хотя и дошли чуть не до центра Турции, города Денизли, где неподалеку Памуккале с ее «восьмым чудом света» и купальней Клеопатры.
          А Кемалю Ататюрку Ленин с Троцким деньжат и оружия подкинули, да на аннексию армянских территорий согласились. По Брестскому миру все занятые русской армией к 1916 году территории, включавшие области исторической Армении, были отданы туркам обратно.
         Под шумок и Грузия захватила районы Ахалкалак и Борчалы, населенные армянами. Кремль не возражал…
         Да, ну, так в восьмидесятом я в Армению не работать ездил, а дурака валять. В футбол мы там в Цахкадзоре играли, пьянствовали, на экскурсии в Ереван, Эчмиадзин, на Севан ездили. На Севане в конце сентября холодно уже было, ветер сильный, волны… Народ, у кого было, теплую одежду напялил. Однако, человек пять из ста двадцати участников «школы», включая меня, таки в Севане выкупались. Вряд ли бы когда еще довелось.
          А другой раз в Армении довелось побывать три года спустя, в апреле недельку и в июне две недели.
         Никто в Советском Союзе тогда и не знал, что в октябре 1982 года на Армянской АЭС случился нехилый пожар. Взорвался генератор, загорелся машинный зал, ну, и плюс кабельный коридор выгорел.
          Персонал с горки бегом в сторону поселка Мецамор помчался, мало кто остался на рабочих местах. Самолетом срочно доставили персонал с Кольской АЭС, тем удалось предотвратить аварию непосредственно реактора.
          Нужно заметить, эта авария на АЭС СССР и России не первая и не последняя. Кто хочет, может нагуглить. Вот у меня фирма знакомая приборы радиационного контроля делает, так говорят, радиационные выбросы на АЭС не такая уж редкость…
          Поскольку блок встал на ремонт надолго, проводили ревизию всего оборудования, приводов системы управления и защиты также. В апреле, помню, прилетел, посмотрел, акт какой-то подписал, назад улетел.
          А в июне слесаря с завода сопровождал. Он армянам помогал приводА перебирать… «Мы говорим не штормы, а шторма…» (С). А я наблюдал и опять же бумажки подписывал…
          Когда я в Мецаморе жил, на Волге под Ульяновском теплоход «Александр Суворов» на себя с моста поезд опрокинул, в новостях по телевизору, так в те годы называли зомбоящик, видел.
          Что любопытно, теплоход в Чехословакии на судостроительном заводе «Шкода» был изготовлен. Там в Чехословакии, теперь Чехии, куча предприятий, организационно между собой не связанных «Шкодами» в честь основателя Владимира Шкоды называются. Мне-то на энергомашиностроительной «Шкоде» в Пльзне, где Владимир и похоронен, и «Праздрой» знаменитый варят, бывать приходилось. Таки эта энергомашиностроительная «Шкода» ни с автомобильной, ни с судостроительной никак не связана.
          И вот любопытно, как они из Чехии на Волгу теплоход перетаскивали…
          Да. Поселок Мецамор, неподалеку от которого на горке сама АЭС находится, в Араратской долине располагается. Природы там, считай, никакой, сплошная выжженная земля.
          Ну, и воздух сухой. У меня в апреле аллергическое першение носоглотки пошло где-то на второй день. А когда в июне прилетел, по совету бывалых первые пару дней димедрольчику покушал. Сонливость была, но аллергия не началась.
          Тогда за Армению к командировочным еще какой-то коэффициент начислялся за сухой климат. Ну, по типу северных. Бывали еще высокогорные, но у Армянской АЭС сколько-то там десятков метров до нужной высоты не хватало.
          Еще неподалеку от Мецамора поселок курдов был, там горный ручеек рядышком протекал, мы большой компанией командированных туда несколько раз купаться ходили.
          По работе такой любопытный эпизод запомнился. Привода системы управления и защиты, которыми я занимался, как следует из названия, имеют функцию аварийной защиты реактора. Т.е., когда какая экстремальная ситуация, двигатель обесточивается и регулирующий стержень реактора собственным весом падает вниз, гася ядерную реакцию.
          Ну, и, ясен перец, есть такая проектная характеристика, как время аварийного сброса. Для ВВЭР-440, что на Армянской АЭС 8-12 секунд для длины хода (высоты активной зоны реактора) 2,5 метра. По физике-то реактора чем быстрее стержень в зону свалится, тем лучше. Но подтормаживают, чтобы конструкции от удара не разгрохались.
           А в конструкции стенда для испытаний приводов, а их, прежде, чем в реактор воткнуть, на стенде проверяют, в те годы был предусмотрен механический секундомер, чтобы это время сброса мерять. В те годы, замечу, когда, судя по позже просмотренным художественным фильмам, компьютеры в США стояли в каждом полицейском участке…
          И вот гляжу я на стенде туда, где должен быть секундомер, а его и нет. Кто его знает, может, кому в домашнем хозяйстве пригодился. Социализм же был, собственность «общенародная»…
          Естественный вопрос: ребята, а как?.. А мы говорят, так считаем, адын, два, тры… Ну, простые ребята, что поделать…
          Ну, и еще… Командированные, как известно, порой ходят на работу не каждый день. На фига?.. В один из таких дней, когда на АЭС не поехал (а слесарь, что со мной был, поехал), находился я в своем гостиничном номере в поселке Мецамор. Балкон номера выходил прямо на крышу ресторана, вытащил я из номера кресло и уселся на крыше загорать.
         Вдруг слышу доносящиеся из коридора отеля истошные женские вопли. На какой-то замысловатой смеси русского и армянского языков. Из всей какофонии звуков удалось лишь вычленить многократно повторяемое по-русски слово «мужчина».
          Посчитав, что армянским женщинам для какой-то надобности потребовался русский мужчина, я, как был в плавках, вышел в гостиничный коридор. Вообще-то появление в таком виде не приветствовалось бы и на территории Европейской части России, не говоря уже об Армении… Но в данном случае горничные мой внешний вид проигнорировали.
         Причиной их беспокойства был сидевший на телевизоре в холле огромный мохнатый паук под названием фаланга. По слухам, ядовитый. Хотя, на самом деле не ядовитый, а просто остатки на челюстях гниющей пищи при укусе могут вызвать заражение. Как у варана…
          Горничные предложили мне уничтожить зловредное насекомое, на что я поинтересовался, мне его убивать как, голыми руками, а то может ...м… Тетки нашли какую-то доску, и я аккуратно придавил зверя к корпусу телевизора… После этого случая горничные очень меня зауважали…
          Ну, вот где-то так. И уже больше тридцати лет прошло, с тех пор в Армении больше не был. И вряд ли буду…

1 комментарий:

  1. Будучи родом из Баку, "трепетно" отношусь ко всему, что связано с армянами. Поэтому - да, и тысячу раз - да (до недавнего времени) я верил тому что, армяне самые, самые,,, И что вода в Дилижане самая... (смотри "Мимино"), и что "Черчиль пил только армянский коньяк", и что Арарат армянская собственность и пристанище ноева ковчега" и что армяне основатели первого христианского государства и т.д. и т.п. Знаете, что перевернуло мое сознание?! Отечественный супермаркет. Тренд: "Армянский шашлык и армянский лаваш". Понимая, что жареное на костре мясо и испеченная в печи лепешка не могут являться изобретением исключительно одного народа, я засомневался и в остальных "достижениях" армян. Но они (армяне) в диалогах со мною, настаивали на своей исключительности ( в т.ч. и в изобретении не только этих блюд, но и пахлавы, долмы, хаша) К чему я? А к вашим словам:"...армяне, из «трех братских закавказских республик» мне, как люди наиболее симпатичны" Я не ревную, но констатирую: " армяне, лучше всех других народов СССР, могли и могут себя "преподнести" Подтверждением чему, может служить тот факт, что руководителями, практически всех СМИ (особенно за рубежом), банковских структур и того, что мы называем эстрадой и кино, являются армяне...И то, как они, в угоду власти, называют черное - белым, о многом говорит,,,

    ОтветитьУдалить