вторник, 24 февраля 2015 г.

Как я был членом КПСС. Часть 1

        «Василий Иванович, кто такие гетеры?
-Бабы, Петька, бабы…
-Василий Иванович, а что такое оргии?
-Пьянки, Петька, пьянки…
-Василий Иванович, а кто такие патриции?
-Петька, да ты всю фразу целиком прочти.
-Патриции проводили время в оргиях с гетерами…
-А-а-а… Наверное, опечатка… Должно быть партийцы…»
(Фольклор)

         Снова боюсь, многие не поверят, но к 1980 году, будучи уже утомлен бессмысленной, имхо, работой в комсомоле, никакого желания вступать в КПСС не имел. Хотя и прекрасно понимал, что в СССР членство в партии дает куда больше возможностей для карьерного роста.
        Но. Выше объяснял, что знак равенства между карьерой и профессионализмом не ставил.
        Однако… Как писал уже, в 1980 году секретарем бюро ВЛКСМ КБ стала моя одногруппница Света Д., позвав меня с собой замом по производству, коия обязанность сводилась к составлению липовых отчетов для заводского комитета.
         В конце октября 1980 года я отправился в командировку на Нововоронежскую АЭС, где к концу года должны были запустить пятый блок станции с первым в СССР реактором ВВЭР-1000. До того я был на этой НВАЭС в середине сентября, откуда перелетел в Армению для участия во Всесоюзной школе молодых ученых и специалистов по реакторам на тепловых нейтронах, вернувшись домой, тут же отравился с женой Ирой и сыном Алешей на турбазу (фанерные домики с удобствами во дворе) в Джубге, по возвращении из отпуска снова на НВАЭС…
         Возвращался из командировки перед самыми ноябрьскими праздниками, с билетами на самолет была напряженка, обратный билет в Новоронеже удалось взять только на рейс Воронеж-Москва, отправлявшийся примерно через час после Воронеж- Ленинград, на котором возвращались домой коллеги из других отделов КБ. Но, сидя в аэропорту, услышал объявление, что на Ленинград есть одно место, и успел удачно заменить билет. Не пришлось через Москву тащиться. Там с билетами на Ленинград перед праздниками, скорее всего, еще напряженней было.
         По возвращении домой, пошел седьмого ноября на демонстрацию. Тут особо никакой идеологии для нормальных людей не было. Просто пойти прогуляться пару километров. Выпив слегка перед тем дома, а может и не только дома.
        В Колпино шли от проспекта Ленина до вокзала, где на площади стояла трибуна, и дядька из райкома зычным голосом лозунги орал типа «Партии Ленина слава», «Слава советским машиностроителям», «Слава советским металлургам» и т.д. Жили мы тогда у тещи, и дядька этот был нашим соседом по подъезду. Наверное, за голосину, как у дьякона, его в райкоме и держали.
        Сотрудники КБ, как я уже отметил, ходили на демонстрации не из идеологических соображений, а прогуляться, пообщаться. Насколько помню, по ходу демонстрации не пили. По крайней мере, сотрудники моего отдела.
         Вот Света Д., когда перешла позже на работу в ЛФТИ им.Иоффе, рассказывала, я не сам с ней общался, мне передавали, что сотрудники этого института, гуляя откуда-то до Дворцовой площади, брали напитки с собой и время от времени заходили в подъезды по маршруту для их употребления.
         Добавлю к сказанному, что транспаранты и портреты вождей сотрудники КБ, обычно партийные, несли безо всякой компенсации за труд. У заводских гегемонов было иначе. За переноску транспаранта или портрета им полагался отгул… А так шли бы вы… Ну, они гегемоны, им было можно…
         Я на первомайской демонстрации 1961 года несу бесплатно портрет вождя.
         И вот, я по собственной воле явившись на ноябрьскую демонстрацию 1980 года, услышал от секретаря партбюро Евгения Ивановича, что 9 ноября состоится заседание парткома завода, где меня будут принимать кандидатом в члены КПСС…
         Картина Репина «Приплыли…»…
         На бюро КБ они меня без личного заявления и участия уже приняли…
         Уфф… Попробую объяснить…
         Со времен «лучшего друга детей и физкультурников» повелось поддерживать в ВКП(б)- КПСС классовый и социальный состав с преобладанием не шибко грамотных слоев населения. Фига бы Сталин пришел к власти в ВКП(б), при сохранении того состава, что был при Ленине, т.е., преимущественно еврейско-интеллигентского.
          Массовый прием в ВКП (б) полиграф полиграфычей в послеленинские годы обеспечил изменение состава партии. В ней стали преобладать лица, социально близкие недоучившемуся священнику-экспроприатору из Грузии. Благодаря чему, «ленинская гвардия» скоренько была вычищена.
          Однако, руководству партии требовалось не только малограмотное послушное большинство, но и специалисты. Которые, хотя по Кузьме Пруткову и «подобны флюсу», однако порой склонны задумываться. Если у человека мозги натренированы думать, пусть даже о том, как сделать водородную бомбу, сталкиваясь с иными сторонами жизни, он начинает размышлять и о них. И ведь черт те до чего додуматься может. Если же он еще и за бугром побывает… Или прочтет что-то, в СССР недозволенное…
           В общем, партия строго следила за соблюдением классовых пропорций в своих рядах. И, если заводу было необходимо принять в свои ряды перспективного инженера, дабы, когда он станет начальником иметь возможность давать ему 3,14##юлей еще и по партийной линии, надо было одновременно принять двух гегемонов.
          Следили не только за классовым, но и возрастным, национальным и прочим составом. Причем не только при приеме в партию, а и при выборах в органы власти различных уровней.
          Было четко расписано, сколько в горсовете Усть-Перепесдюйска должно быть мужчин, сколько женщин, каких возрастов, профессий и национальностей. Если же Усть-Перепесдюйскому району выделялась квота, скажем, в Верховном Совете, то сверху спускалась разнарядка с характеристикой избираемого лица. Например. Женщина, образование среднее, доярка, русская, 30-35 лет, замужем, двое детей, мальчик и девочка, рост 160-165, вес 55-60, третий номер бюста, глаза голубые, блондинка и т.д.
         Это к тому, как в партии оказался. Когда сидел на Новоронежской АЭС, в КБ пришла разнарядка… Я не сочиняю, мне Света Д. сказала, я лишь немножко домысливаю. Принять в КПСС молодого конструктора…
        Черт его знает почему, может они там гегемонов лишку приняли, баланс не сходился. Ну, вот. Молодого конструктора, мужчину, изобретателя, спортсмена, члена бюро ВЛКСМ, женатого, имеющего ребенка…
        На мне, видимо, все и сошлось…
        Отказаться?.. Вы разницу между партбюро КБ и парткомом завода понимаете? В КБ все свои мужики и тётки, «старшие товарищи». Ну, спросил бы меня секретарь партбюро Евгений Иванович на ушко: «Витя, хочешь в партию?». А я ему также шепотом: «Не хочу», на том бы и разошлись. Безо всяких последствий. Просто в другой раз бы уже не предложили. А, поскольку, вскоре вместо Евгения Ивановича секретарем другой мужик стал, более молодой…
        А тут… В первый же рабочий день после командировки партком, в повестке дня прием меня кандидатом в члены КПСС. И отказ…
        Каким бы я суперизобретателем не был, на служебном росте крест. На самом «вкусном», что было в этом КБ, загранкомандировках, тоже. А я еще рассчитывал на получение квартиры от завода…
        Вот так я и оказался в КПСС.
        Читать часть 2.

1 комментарий:

  1. **Следили не только за классовым, но и возрастным, национальным и прочим составом. Причем не только при приеме в партию, а и при выборах в органы власти различных уровней.**и не только за этим следили,но и при "раздаче орденов"! знакомый рассказывал просто анекдотический случай.в абхазский колхоз пришла разнарядка из обкома на звезду "Гертруда".стали искать кому дать наградили местного армянина-спекулянта,который ни одного дня не проработал,но больше всех заплатил! через некоторое время обком затребовал сводки о его трудовых успехах.орденопросец был стршно возмущен-"я такие дэнги за ордэн заплатил,так еще и работать должэн!"

    ОтветитьУдалить