суббота, 11 апреля 2015 г.

Россия и Запад. Взаимоотношения. Ярославичи

          В начало
            Трое старших сыновей Ярослава Мудрого (Хромого, Ярицлейва Скупого) Изяслав, Святослав и Всеволод правили как бы коллегиально, хотя формально киевским князем был Изяслав.
            Воевали с балтийскими племенами, тюркским племенем торков (гузов), а также появившимися близ Руси в конце правления Ярослава половцами. Причем, половцам порой сопутствовал успех в сражениях с русскими.
            Оказывали русские князья военную помощь Византии в борьбе с вторгшимися на ее территорию турками-сельджуками. На территории Армении.
            В 1073 году Святослав и Всеволод устроили заговор против Изяслава, тот, будучи женат на дочери польского короля, бежал в Польшу, там его не приняли, он побежал дальше, к германскому императору Генриху Четвертому, заплатил ему кучу бабла, но и тот ему не помог. После посылал сына Ярополка, волынского князя, к римскому папе Григорию Седьмому, последний ограничился увещеваниями в адрес русских князей.
            Любопытный момент. Папа римский и константинопольский патриарх окончательно разо##ались в 1054 году, а православные русские князья продолжают бегать к папе.
           Раз уж упомянул Генриха Четвертого и Григория Седьмого, замечу, что этой паре мы обязаны мемом «стояние в Каноссе» или «хождение в Каноссу». Дело в том, что в Западной Европе, в отличие от Византии, у которой систему переняла Русь, «усовершенствовав» ее позже на «монголо-татарский» лад, существовал дуализм светской и церковной властей. Достигший пика именно при упомянутых персонажах.
          В общем, Генрих и Григорий активно фа##ометрировали на тему, кто из них должен назначать епископов. Покуда Генрих назначал и смещал епископов в Германии, Григорий это терпел, но когда тот стал вмешиваться и в итальянские дела, кинул предъяву, что, мол, если будет продолжать безобразничать, то он отлучит Генриха от церкви, а, следовательно, и власти.
           Генрих собрал свой собор, состоящий из германского духовенства, и объявил о низложении папы. После чего послал в Рим группу конкретных пацанов, которые во время богослужения в церкви святой Марии схватили папу и заточили в тюрьму. Но на следующий день жители Рима его оттуда освободили, и Григорий собрал собор, на котором объявил о лишении Генриха королевского сана и освобождении его подданных от присяги.
          У того в королевстве было немало недовольных сеньоров, поэтому положение стало шатким, и Генрих был вынужден идти на примирение. В январе 1077 года Генрих совершил путь из Шпейера в Каноссу, где в замке Матильды Тосканской тоже прятался от своих врагов Григорий Седьмой.
          Своё «хождение в Каноссу» Генрих совершал через заснеженные Альпы. Григорий опасался какой-либо подставы со стороны оппонента, поэтому заставил прождать его несколько дней перед воротами замка, после чего впустил в одежде кающегося грешника и простил. Снял отлучение, принял присягу о примирении с сеньорами.
          В одной из летописей написано, что папа предложил Генриху испытание: преломить священный хлеб и, поедая его, произнести: «Если я невинен, пусть Бог всемогущий освободит меня от всяких подозрений; если я виновен, пусть поразит смертью внезапной». Генрих, якобы, не решился это произнести, тем самым признав себя виновным.
          Это «стояние» или «хождение» описано в исторической литературе, в том числе советской. Взаимное же фа##ометрирование пап и королей, названное в истории «борьбой за инвеституру» длилось до начала четырнадцатого века, «авиньонского пленения пап» французским королем Филиппом Красивым, когда приоритет таки перешел к светской власти.
          В Киеве власть в конечном итоге переходит к четвертому сыну Ярослава Всеволоду, считавшемуся одним из образованнейших людей своей эпохи, владевшим пятью языками. Всеволод впервые употребил в отношении себя титул «князь всея Руси». Супругой его была, по не совсем достоверным данным, дочь византийского императора Константина Мономаха.
          Воевал с половцами, а с Европой не воевал, с Европой старался дружить. Дочь Евпраксию, перекрещенную в католичестве в Адельхайду, выдал за упомянутого Генриха Четвертого, правда тут не обошлось без приключений.
          Та вскоре от него сбежала под защиту опять же Матильды Тосканской и папы, на сей раз Урбана Второго. Того самого, кстати, который провозгласил в 1095 году первый крестовый поход. Евпраксия- Адельхайда обвинила мужа в сатанизме и издевательствах над ней.
          Папа собрал синод в Пьяенце, на котором заслушали Евпраксию и осудили Генриха. Хотя тот и удерживал власть до 1105 года, авторитет его были сильно подорван.
         Русь же в этом внутриевропейском конфликте после скандала с Евпраксией поддерживала сторонников папы, именовавшихся гвельфами.
Сторонников императора называли гибеллинами.
         Обратим внимание: киевский князь Всеволод поддерживает отношения, как с Византией, будучи женат на дочери императора, так и с Европой: свою дочь выдает за императора Священной Римской империи, а сына Владимира, о чем позже, женит на дочери свергнутого английского короля Харальда Уэссекского.
          И совсем уж любопытная деталь. В 1087 году итальянцы банально сперли из монастыря города Миры Ликийские, ныне турецкий город Демре, мощи Святого Николая, известного у нас, как Николай Угодник или Николай Чудотворец, а массовому сознанию, как Санта Клаус. Мощи были перевезены ими в итальянский город Бари, где и находятся по сей день.
          Так вот, при Всеволоде, по его инициативе, день переноса мощей в Бари, который греки рассматривают, как похищение, был установлен, как церковный праздник Никола Вешний. Русские и болгары его празднуют, а вот греки и сербы нет.
          И, как не крути, никакой вражды с Европой не наблюдается.
        To be continued

Комментариев нет:

Отправить комментарий