воскресенье, 8 мая 2016 г.

Back in the USSR. Одежда и быт. Часть 2

           В НАЧАЛО
           Парфюмерия, косметика. Духи, одеколоны для мужчин как-то в разряд дефицита обычно не попадали, хотя все стремились к приобретению дефицитного импортного товара. У женщин популярны были духи «Красная Москва», легенда гласила о происхождении оных от «Любимого букета императрицы», однако, работники московской фабрики, выпускавшей духи, сей факт отрицали.
          Более достоверна причастность к созданию (инициация создания) духов жены Молотова Полины Жемчужиной. За излишнюю активность в этом вопросе, а возможно не только в этом, была посажена…
          Вспоминается, в начале семидесятых внезапно полностью пропала из продажи губная помада. Очень хорошо сей факт помню, мать была не старой, да и подружки уже были.
         И в газете прочитал, встала на ремонт единственная в СССР фабрика по производству тюбиков для помады. Как решает этот вопрос рынок? Есть дефицит- завтра один предприниматель, другой, третий покупают термопластавтоматы и начинают шлёпать продукцию. Покуда не наступит перенасыщение рынка. В плановой же экономике- обходитесь, как хотите…
         Советская зубная паста в продаже обычно была, дефицитом являлась болгарская. О более западных и не мечтали. Кроме пасты чистили зубы и такой хренью, как зубной порошок. Потом сочли его вредным, и он как-то постепенно исчез.
                                                       *  *  *
          Туалетная бумага. Дефицитом была во все годы советской власти. Вообще-то о существовании таковой я узнал, не соврать бы, где-то в семидесятые.
          А как?.. Каком кверху. Газеткой с канцерогенной типографской краской. Было еще очень удобного формата издание, как раз листки по размеру листа для подтирания. Называлось «Блокнот агитатора». Членов партии на него обязывали подписываться, из почтового ящика оное СМИ шло прямиком в туалет.
                                                       *  *  *
         Памперсы, тампоны, гигиенические прокладки… Про подобные девайсы до Гайдара никто ничего и не знал.
          Многоразовые памперсы для грудных детей делали из марли, стирали, сушили утюгом по пятьдесят раз на день. Сам стирал, сам сушил…
          Роль тампонов исполняла вата, которая продавалась в аптеках большими рулонами, потом от неё отщипывали кусочки, сворачивали и засовывали. Вата была дефицитным товаром. Лично, будучи поставлен туда женой, стоял в очереди.
         «На горе стоит машина,
Та машина без колес.
Всю резину растащила
На гондоны молодёжь»
          «В Ленинград пришёл состав
С красными вагонами.
Будут девки разгружать
Ящики с гондонами»
(Фольклор эпохи)
                                                       *  *  *
         Об автомобилях кратко. В 1985 году при цене нефти 30 долларов в СССР было 45 автомобилей на 1000 жителей, в России в 1998 году при цене нефти 9 долларов- около 100, в 2014 году нефть- 100, автомобилей больше 300. Да, в семидесятом было 5 автомобилей на тысячу…
         Дефицитом автомобили, запчасти и автосервис были во всю советскую эпоху. Коротенький был период начала восьмидесятых, когда цену на «Жигули» подняли до 8000 тысяч рублей (средняя зарплата в 1980 году- 155 рублей), автомобиль можно было купить свободно. Но недолго.
                                                       *  *  *
          Мебель, ковры. Вторые, наряду с автомобилями и кофе, называли «товарами не первой необходимости», периодически повышали на них цены, но дефицитом они были всё равно.
          Приличная мебель вообще, мебельные стенки, в частности, были дефицитом. Вспомните, герои «Иронии судьбы» обсуждают, сколько сверху давали…
          Ковёр в восемьдесят четвёртом я опять же из Венгрии припёр.
                                                       *  *  *
          Бытовая техника. Что-то время от времени становилось дефицитом, потом быть таковым переставало.
          Первый холодильник в семье моих родителей появился в 1969 году, в середине шестидесятых ещё помню огромнейшие толпы людей около хозяйственного магазина, приходившие раз в месяц отмечаться в очереди на холодильник.
         Массовая телевизоризация страны началась где-то в первой половине шестидесятых, до этого они были мало у кого. Что тут причина- дефицит или отсутствие денег, сказать затрудняюсь.
         Со второй половины семидесятых появились цветные телевизоры, вот они-то были в дефиците. На фотке, видимо, два папы с двумя сыновьями, по случаю «оторвавшие» телевизоры, наверное, цветные.
          Являлись ли дефицитом стиральные машины, опять же не скажу, были они реально мало у кого, по причине дефицита или дороговизны не знаю. В семье родителей жены была машина с центрифугой для отжима, так бельё в центрифуге приходилось так распределять, чтобы она не тряслась. Приходилось иногда во время отжима всем весом наваливаться на машину, дабы снизить её тряску и подпрыгивания.
          Выпускалась в СССР автоматическая стиральная машина «Вятка- автомат», вот она-то была дефицитом.
          Радиоприемники, катушечные магнитофоны, часы продавались всегда. Магнитофон стоил около двухсот при зарплате сто пятьдесят…
          Позже появились переносные кассетные магнитофоны, на них спрос был выше, наряду с кассетами они были дефицитны.
          Видеомагнитофоны. ВМ-12, если не ошибаюсь, начали выпускать ещё в первой половине восьмидесятых, но в столь малых количествах, что о продаже их где бы то ни было, ничего не слышал. Когда появились коммерческие магазины, видаки «Sony», «Panasonic» в них стоили 7- 15 т.р. при средней зарплате в 1991 году около тыщи.
          Казались недоступной мечтой, однако к середине девяностых страна оказалась практические полностью видеомагнитизированной, пошел переход с VHS на DVD формат и компьютеризация.
                                                       *  *  *
          Ну, и о книгах. Может стоило бы отдельную статью о «духовных ценностях» в СССР написать, но книги, как всё мало-мальски ценное в СССР тоже были дефицитом. Хотя, как магазины одежды и обуви, книжные тоже были заставлены книгами.
          Не будем за специализированную литературу, технические книги по специальности я покупал, а так большей частью произведения классиков марксизма- ленинизма с «примкнувшими к ним» Брежневым и Сусловым. Еще что-нибудь типа «Как закалялась сталь» и «Белая берёза» лауреата сталинской премии Михаила Бубеннова. Много было в СССР писателей, которых никто не читал.
           А вот всё читабельное было дефицитом. Родитель мой как-то ухитрился подписаться на несколько собраний сочинений отечественных и зарубежных классиков. Говорит, по ночам дежурили, костры жгли, чтобы подписаться. Попробую по памяти, что имелось в родительском доме: Пушкин, Лев Толстой, Тургенев, Гончаров, Куприн (в шестом томе «Яма», прочитанная мною в тринадцать лет), Есенин, Цвейг, Мериме, Уэллс… И почти всё я читал. Интроверт я по жизни…
           Зато не читал много других книг, которых ни в родительском доме, ни в библиотеках не было. В середине семидесятых стали давать дефицитную книгу за двадцать килограммов макулатуры, первыми в списке прошли «Три мушкетёра», Конан Дойль, «Женщина в белом» Уилки Коллинза.
          Анекдот эпохи. «Лица кавказской национальности» массово везут в РСФСР тюки с макулатурой: «А у вас за двадцать килограммов белую женщину дают…»
          Вот Дюма и Конан Дойля прочитал, когда за макулатуру получил, то есть на третьем десятке жизни- раньше возможности не было.
           Мы с женой собрали свою, достаточно большую семейную библиотеку, радует, что дети значительную часть купленных нами книг читали. Привозил книги я опять же из Венгрии и Чехословакии, где были магазины советской книги, причем тут уже без Маркса с Лениным и Павки Корчагина- только читабельный продукт.
          Немало хороших книг купил во время военных сборов в Карелии зимой 1980 года, также кое-что в Армении.
          Ещё через «Общество книголюбов». Которые распространяли книжки с нагрузкой, типо, как продуктовые наборы. Берешь, к примеру, Грэма Грина, а к нему какая-нибудь нечитабельная хрень в нагрузку идёт. Хотя это может быть и какой-нибудь вполне серьёзный труд, только для специалистов. Мне запомнилась книга Б.Р.Виппера «Введение в историческое изучение искусства», доставшееся в нагрузку сотруднице моего отдела. Я на тему автора стишок, помнится, сочинил: «Жил на свете Боря Виппер, подхватил он как-то… насморк…»
          Да, ну, а потом вторая половина восьмидесятых, толстые журналы, которых я тогда стал несколько штук выписывать. Потом девяностые с бурным всплеском книгопечатания, где были не только Джеймс Хедли Чейз с Филипом Фармером, но и Зигмунд Фрейд с Ницше и Шопенгауэром. Но девяностые- это совсем другая история…

1 комментарий:

  1. Комментарий к своей статье. По поводу зубной пасты. Со слов жены. В начале шестидесятых, не будем за весь Ленинград, в пригородном Колпино зубной пасты не было в принципе. А в Минске была.
    Родственники супруги присылали из Минска помимо самой зубной пасты колпачки от нее, оные колпачки будущий мой тесть использовал для изготовления ручек радиоприемников, которые он собирал...

    ОтветитьУдалить