пятница, 21 октября 2016 г.

Возможна ли в России демократия. Часть 7

                      СОДЕРЖАНИЕ:
ЧАСТЬ 1. Введение
ЧАСТЬ 2. Цитаты о демократии
ЧАСТЬ 3. Исторический обзор. Древняя Греция, Древний Рим, Исландия
ЧАСТЬ 4. Исторический обзор. Новгородская республика, казаки
ЧАСТЬ 5. Исторический обзор. Средневековая Европа 
ЧАСТЬ 6. Исторический обзор. США 
ЧАСТЬ 7. Исторический обзор. Русь докапиталистическая 
ЧАСТЬ 8. Исторический обзор. Россия капиталистическая, СССР 
ЧАСТЬ 9. Исторический обзор. Девяностые, реформы, начало и конец демократии  
ЧАСТЬ 10. Что получилось и почему 
ЧАСТЬ 11. Про средний класс 
ЧАСТЬ 12. Что делать?... Учиться, учиться… 
ЧАСТЬ 13. Про меритократию 
ЧАСТЬ 14. Мировой опыт перехода к демократии. Южная Корея 
ЧАСТЬ 15. Мировой опыт перехода к демократии. Испания
ЧАСТЬ 16. Мировой опыт перехода к демократии. Португалия 
ЧАСТЬ 17. Мировой опыт перехода к демократии. Чили 
ЧАСТЬ 18. Мировой опыт перехода к демократии. Восточная Европа и СССР 
ЧАСТЬ 19. Возможен ли обратный поворот к демократии 
ЧАСТЬ 20. Wanted умный и честный диктатор 
ЧАСТЬ 21. Что делать? Деньги, школа, судебная система, дураки и умные
ЧАСТЬ 22. Избирательные цензы, всеобщее и неравное, the end

        Обратно на Русь. Читайте «Русь и свобода» Г.П.Федотова и др. Про византизм у К.Н.Леонтьева. О влиянии природного ландшафта на национальный характер великоросса у В.О.Ключевского. Про русский коммунизм у Н.А.Бердяева.
        Мы заимствовали христианство не в западном варианте дуализма светской и духовной власти. Где и стояние в Каноссе и «братская дружба» мушкетёров короля и гвардейцев кардинала у Дюма. В византийском же варианте пресловутая «вертикаль власти». Которой оказалось не под силу противостоять аналогичной вертикали пассионарных кочевников с Востока.
         Запад выстоял, турок под Веной разбила «сборная Европы» под командованием поляка, а позже в силу технического прогресса, который быстрее идёт там, где пресловутая вертикаль не мешает прогрессировать, Европа оставляла Османскую империю в её границах только в силу нежелания сытого европейского бюргера лезть в чужие заморочки.
         Прихлопнуть турок Британия с Францией могли в девятнадцатом веке, если не раньше, только те им были нужны, как противовес России, а принципиальных различий между ней и османами на Западе не видели.
        Киевская Русь времён Ярослава Мудрого (Хромого, Скупого), весь период своего правления опиравшегося на наёмников скандинавов, сближалась с Европой. Через матримониальные связи, в частности. Активность тут проявляла супруга Ярослава, дочь шведского короля Ингигерда Олафовна, называвшаяся на Руси Ириной.
        Сестра Ярослава выдана за короля Польши, дочери за королей Венгрии, Франции, Норвегии. Связи с Европой укрепляются и позже. Сын Ярослава Всеволод выдаёт дочь Евпраксию за императора Священной Римской империи Генриха Четвёртого. Того самого, который фаллометрировал с папой римским Григорием и стоял на снегу в Каноссе. Она, правда, от сатаниста мужа под защиту папы римского как раз сбежала.
        Внук Ярослава Владимир Мономах женился на Гите Уэссекской, их сын Мстислав Великий на дочери шведского короля Христине, своих дочерей назвал Ингеборга и Мальфрида, что тоже свидетельствует…
        Также Ярослав ввёл свод законов под названием «Русская правда», переписанный с «Салической правды» скандинавов, те, в свою очередь заимствовали у германского племени франков. Заметим, хотя Русь заимствовала у Византии религию, Юстинианово или Римское право вместе с религией не пришли.
        То есть, в правление Ярослава Русь начала сближение с Европой. Если предположить, что это движение не прерывалось бы, через какое-то время сюда могли бы придти права городов типа Любекского и Магдебургского, недалеко было бы и до создания университетов.
        Краковский университет, который, кстати, называется Ягеллонский, хотя основал его и не внук тверского князя, закончил белорусский первопечатник Франциск Скорина (Францыск Скарына), который на три десятилетия первопечатнее Ивана Фёдорова. Однако, помнится, в курсе истории СССР, которую я изучал в шестидесятые, первопечатником назывался Фёдоров (Гутенберга проходили двумя годами позже), а Скорина даже не упоминался.
                                                      *  *  *
         А потом… Киев был торговым и ремесленным городом. Шёл в европейском тренде. Тому способствовало расположение на торговом пути «из варяг в греки». Как следствие, наличие достаточного числа обеспеченных граждан, занятых торговлей и ремёслами, экономически самостоятельных, не нуждающихся в государственной поддержке.
         Бюргеров, иными словами, которые в переводе, как понимаете, ни что иное, как горожане. И к слову бюргер хорошо подходит эпитет сытый. Вот эти сытые бюргеры и есть средний класс, представляющий собой опору демократии. То есть, самостоятельные граждане, зарабатывающие на хлеб с икрой и путешествия по планете собственным трудом, умом и инициативой.
         Которым князь нужен разве что в качестве наёмного манагера для защиты от внешних врагов и граждан, не желающих честно трудиться. Как в Новгороде, например. Того же «святого и равноапостольного» то приглашали, то изгоняли, исполняя ему на прощание песню Шнурова «Ленинградская дорожная» со словами: «Ехай, ехай на ###...»
         Пришло бы в Киев и Магдебургское право, а оно туда и пришло, хотя и поздновато, в 1494 году. Во Львов в 1356-м, Вильно- 1387-м, Брест- 1390-м… Правили в Киеве к тому времени не Рюриковичи, а Гедиминовичи, представитель которых князь Ольгерд (зять тверского князя Александра, отец короля Польши Ягелло), разбив «монголо-татар» в 1362 году при Синих Водах, освободил город от пресловутого ига.
         Хотя к тому времени путь из «варяг в греки» по причине нашествия татар не функционировал, и экономическое значение Киева было уже далеко не то.
         Но. Века с десятого шла миграция славян на Северо- Восток, вполне мирная ассимиляция с жившими там финнами. Русь отдалялась от Европы, хозяйственная деятельность в отсутствие товарообмена упрощалась, сложные климатические условия с длинной зимой и коротким летом по Ключевскому способствовали формированию таких национальных черт великоросса, как работа на рывок и знаменитый «авось».
       С середины двенадцатого века нарастание междуусобиц русских княжеств. Фактически каждое княжество стало отдельным государством, между ними шли непрерывные войны. Русские воевали с русскими.
       И ничего страшного. В Европе что не так было? Кто только с кем там не воевал…
       В 1169 году владимирский князь Андрей Боголюбский захватывает и грабит Киев, но не остаётся там править, а возвращается во Владимир. Считается, с этого времени старшинство среди русских городов перемещается туда же.
        А потом приход на Русь кочевников с Востока. Коллаборационизм… Новая министр образования Васильева тут как-то высказалась, что не надо, мол, иностранных слов, давайте говорить «предательство». Давайте. «Святой и равноапостольный князь» Александр Невский и Русская православная церковь поддержали захватчиков. Или те не захватчики, а просто «вежливые люди», пришедшие навести на Руси порядок?
        Дружина Невского вместе с войском темника Неврюя активно участвовала в подавлении антитатарских восстаний русских людей. О том в летописях прямым текстом, что восставшим «ноздри рваша и очи вынимаша». Так как, коллаборационизм или предательство? Пусть министр Васильева объясняет…
        Четырнадцатый век. За главенство на Руси, то есть, улусе Золотой Орды, идёт борьба между ориентированными на Запад тверскими князьями и проордынски настроенными московскими. По навету внука Александра Невского, московского князя Юрия, татары казнят тверского князя Михаила.
        Сын Михаила Дмитрий, приехав в ордынскую столицу Сарай в низовьях Волги, встречает там Юрия и на месте убивает. Татары казнят Дмитрия, власть в Москве переходит к брату Юрия Ивану, известному под погонялом Калита, что значит мешок с деньгами.
         Калита показывает потомкам пример правильного понимания государственной службы. Будучи назначенным из центра по советскому секретарём обкома, по нынешнему губером, занимается сбором налогов (дани), значительную часть утаивая от ордынского начальства. С этих денег когда покупкой, когда военными завоеваниями начинается расширение владений Москвы- наиболее протатарски ориентированного княжества на Руси.
         Москва Ивана Калиты это уже совсем не европейский Киев Ярослава Мудрого. В Москве правят не по салической правде франков, а по законам дикой степи. Которые и есть «вертикаль власти». Полтора века спустя после Ивана Калиты Москва перестанет платить дань ханам из Сарая, но это не значит, что иго закончится. Оно продолжится, Москва сама станет Ордой, начнёт захватывать соседние земли- ту же Тверь, тот же Новгород.
         Главное в татаро-монгольской модели управления- абсолютная власть хана, бесправие перед ним прочих. То, против чего восстали английские бароны в 1215 году, ограничив самовластие. На Руси ханов, начиная с Ивана Четвёртого (Грозного) стали звать царями, хотя впервые этим словом назвали Батыя. Сегодня хана зовут президентом.
        Перед ханом (царём, президентом) бесправны все. Иван Грозный лично пытал командующего русскими войсками в битве при Молодях, князя Михаила Воротынского. Якобы за колдовство против царя…
         Итак, несколько веков автаркии, абсолютного отрыва от цивилизации, которая на Западе. Где уже началась эпоха Возрождения, появились науки и искусства. Пошёл и технический прогресс. Огнестрельное оружие западного производства. В том же стоянии на Угре в 1480 году у Ивана Третьего были пушки и пищали, у хана Ахмада- нет.
         Потом «вежливые люди» с огнестрельным оружием западного производства двинутся на восток, присоединять к России земли бывших разноцветных орд (Золотой, Белой, Синей). У противников на Востоке такого оружия не будет, от них до Европы дальше.
         Вменяемые люди в Москве понимают про отставание от Европы, попытки сближения делают. Годунов пытался выдать дочь Ксению за датского принца, но не срослось. Приехав на Русь, тот заболел и умер. Посылал Борис за век до Петра и «детей боярских» в Европу учиться. Ни один не вернулся.
         При царе Алексее Ордин-Нащокин, Матвеев искали пути сближения с Европой. Сын его, старший брат Петра, Фёдор в недолгий период царствования делал такие же попытки.
         Пётр «поставил Русь на дыбы». © Прекрасно видя катастрофическое отставание от Европы в технической области, приступил к техническим заимствованиям, ничуть не задумываясь о заимствованиях политико-экономических.
         То есть. Все технические новинки на Западе создавали лично свободные граждане в своём стремлении к личному обогащению. Даже то, что по правительственным заказам. Корабли на частных верфях, пушки на частных заводах, мундиры- частных мануфактурах. Где работали лично свободные люди по найму.
         Верфи и заводы, которые организовывал Пётр, были преимущественно государственными. Ну, да, были, скажем, частные демидовские заводы в Туле и на Урале, но частными они были тоже не в полной мере, ибо использовался на них труд государственных крепостных крестьян, а не вольнонаёмных.
         После Петра множество организованных при нём предприятий развалилось, оставшиеся заводы были бОльшей частью казёнными.
         ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ

Комментариев нет:

Отправить комментарий