суббота, 8 октября 2016 г.

Севрюжина или конституция

         «Не знал, чего ему хотелось: не то конституции, не то севрюжины с хреном»
(М.Е.Салтыков- Щедрин)

          Насчёт конституции и севрюжины это как про курицу и яйцо, что вперёд было.
          Там у Михаила Ефграфовича ещё насчёт того, что кого-нибудь ободрать. Не знаю, кого и зачем хотел ободрать петербургский провинциал из разночинцев в девятнадцатом веке, у меня, как у человека миролюбивого таких желаний никогда не возникает. А вот насчёт севрюжины и конституции в полном соответствии со шкалой потребностей Маслоу отвечаю: конечно севрюжины с хреном.
         Заметьте, как, благодаря семидесяти годам советской власти изменились сакральные ценности граждан. Если во времена Салтыкова-Щедрина хотелось севрюжины с хреном, то в семидесятые- восьмидесятые годы двадцатого века двадцатого века всего лишь колбасы и туалетной бумаги.
        И лишь в начале двадцать первого века, благодаря реформам девяностых, желания россиян стали смещаться с колбасы на севрюжину и с Дагомыса на Майорку.
         То есть. Да, я вот весь такой из себя потребитель, и если с одной стороны страной правит диктатор, но при этом на столе у меня, как и всех прочих граждан, каждый день что-то типа севрюжины с хреном, одну севрюжину жрать через три дня остое##нит, и ездим мы на тойотах с ниссанами, отдыхаем в пятизвёздных отелях на тёплых морях…
         Если журналы публикуют карикатуры на этого диктатора, как Шарли Эбдо на Оланда с торчащим из штанов членом, если каждый вечер передача «Куклы», где стебутся над этим диктатором…
         С другой стороны, если правит демократически избранный парламент, полный милоновых- мизулиных- яровых, которые пытаются регламентировать каждый мой шаг, а количество потребляемой севрюжины день ото дня уменьшается… Давайте признаем, с 2013 года уровень жизни снижается. Ассортимент супермаркетов таки подсократился, жители Санкт-Петербурга гораздо реже стали ездить по выходным на шопинг к северным соседям…
         Да. И тогда решительно заявляю: я за диктатуру. Ибо:
         Но. К вопросу, что вперёд, курица и яйцо. «Практика- критерий истины», говаривал мохнорылый сын юриста, уроженец Трира. Мировой опыт показывает, что севрюжину кушают и на майорках отдыхают преимущественно в странах с демократическим управлением. То есть, во всех странах европейской цивилизации, которые и США с Канадой, Австралия с Новой Зеландией, а ещё и Израиль с Японией и Южной Кореей.
        Вообще считается, что в демократических странах с массовым средним классом через демократию осуществляются меритократические принципы: избираются действительно умные, честные и способные. Средний класс не голосует за «водку по три рубля и каждой бабе по мужику».
        Стран с авторитарным режимом, обеспечивающим своим гражданам севрюжину с хреном, намного меньше. Яркий пример Сингапур, которому просто повезло с умным и честным лидером, человеком с тремя высшими, причём не по линии кафедры физкультуры, не боявшимся сажать проворовавшихся друзей и родственников, осуществившим в стране реальную меритократию.
         И, можно предположить, по мере роста севрюжины на столах сингапурцев, страна будет всё больше переходить к демократическим принципам управления.
         Другие примеры: Франко в Испании, Пиночет в Чили. В обоих случаях жёсткие диктатуры устанавливались с целью подавления безумных экспериментов по построению общества, которое, как показал отрицательный эксперимент в СССР, не способно обеспечить граждан севрюжиной с хреном.
         В обоих случаях диктаторам пришлось останавливать и подавлять начавшуюся в результате действий левых экспериментаторов гражданскую войну. И в обоих случаях после достижения экономической стабильности и достатка населения, эти страны переходили к демократическому режиму правления.
         Это я к тому, что не всё так просто в выборе между конституцией и севрюжиной. И не зря мудрая еврейская сказка про сорок лет. А про Россию и демократию я позже напишу подробнее…

2 комментария:

  1. Истинные цари боятся за подданных, а тираны - подданных, и поэтому вместе с могуществом возрастает у них боязливость: чем больше людей им подвластно, тем больше у них оснований для страха.
    Плутарх

    ОтветитьУдалить
  2. "А про Россию и демократию я позже напишу подробнее…"

    Будем ждать...

    ОтветитьУдалить