среда, 7 февраля 2018 г.

Дружба народов, уровень жизни и футбол

      Поскольку мне присущ стиль изложения, свойственный знакомой великого русского писателя, который мозгоправы в белых халатах именуют «смысловыми соскальзываниями»,
я сперва повыписываю «дикие кренделя, как казённый Дед Мороз», а в конце повествования при помощи «так вот» поведаю, что хотел. В процессе же монолога буду опираться на «свои собственные ассоциации, обусловленные неспецифичностью построения логических связей».
      Небольшое имхо. «Неспецифичность построения логических связей», она же нестандартность мышления, всё же чаще проявляется у людей интеллектуально развитых, нежели наоборот. «Я так думаю…» ©
                                                            *  *  *
      Скачок кенгуру number one. Во времена «союза нерушимого республик свободных» мы дружили с народами многих стран мира и в этих странах у наших городов были города- побратимы. По крайней мере, об этом официальная пропаганда нам постоянно напоминала. С чувством огромного изумления узнал, что города-побратимы есть и сегодня, и их список для Санкт-Петербурга, где я живу, выложен в Википедии.
      Вообще-то, с 1960 проживаю в городе Колпино, являющемся частью Колпинского района Санкт-Петербурга, и у этого малого города, который часть большого, тоже есть город-побратим. Причём, в единственном числе. С 1965 года таковым является финский город Раума,
основанный аж в 1442 году. Годом же основания светлейшим князем Александром Даниловичем лесопильни на реке Ижо#е и одновременно города Колпино считается 1722-й.
      А у самой Раумы побратимов целых пять, среди которых венгерский Капошвар, в котором мне довелось побывать на экскурсии во время загранкомандировки в 1984 году.
      Вызывает некоторое недоумение, что Колпино завёл себе побратима в хоть и дружественной Советскому Союзу (у нас это называли «линия Паасикиви- Кекконена»), но капиталистической стране, не заведя ни одного в социалистической. А ещё в Колпино есть Раумская улица, предположу только, что новому поколению жителей неведомо происхождение этого названия, ибо раньше школьникам про Рауму вдалбливали с первого класса, то сейчас, имхо, не так.
                                                            *  *  *
      Ещё один прыжок «какого-то кенгуру» и переместимся во Фрунзенский район Санкт-Петербурга, в местной топонимике именуемый Купчино в честь располагавшейся южнее проспекта Славы деревни Купчиново, коие название зафиксировано в шведской переписи населения в 1619 году. Напомню, по Столбовскому миру между Россией и Швецией исторический регион Ингерманландия (в честь супруги Ярицлейва Мудрого- Скупого- Хромого Ингигерды Олафовны) отошёл Швеции.
      Обратно отвоевал Пётр Первый в 1703 году, на берегу Невы был до него не только «приют убогого чухонца» ©, но и шведский город Ниеншанц в устье Охты, который раскатали по брёвнышку, чтобы заложить новый город в нескольких километрах ниже по течению Невы, где местность при наводнениях затапливается. А в районе Охты- нет. Ещё кругом были «чухонские» поселения, шведы переселяли в Ингерманландию жителей центральной Финляндии, и русское село Спасское на месте нынешнего Смольного…
      Сведений о пребывании на территории деревни Купчино красного полководца Михаила Васильевича Фрунзе история не сохранила, объяснить, почему район назван Фрунзенским затруднительно. Застройка района началась в середине шестидесятых, до того местность была пустынна.
      С севера район ограничен Волковским кладбищем, с юга кольцевой автодорогой, с востока железнодорожной веткой, идущей с Московского вокзала, с запада- той, что с Витебского. Идущие параллельно железным дорогам улицы названы в честь столиц «братских социалистических стран», с запада на восток: Белградская, Будапештская, Бухарестская, Пражская, Софийская. Последняя выведена за кольцевую и дотянута аж до Колпино.
     Варшавская улица есть в Московском районе, причём возникла она раньше, чем построили Купчино. Там неподалёку железнодорожная ветка с бывшего Варшавского вокзала проходила. Вам не кажется, что чего-то не хватает?..
     Помимо этих улиц есть в Купчино ещё Пловдивская (город- побратим Ленинграда- Санкт-Петербурга), Малая Балканская и Дунайский проспект. А наискосок, пересекая вышеперечисленные «столичные» улицы проходит улица Турку, в честь финского города- побратима. Улиц, названных в честь городов- побратимов других «стран победившего социализма», за исключением ещё одной, о которой ниже, вроде больше нет. Может, забыл?..
      Да, и. Безымянная площадь на пересечении проспекта Славы и Софийской улицы уже в 1997 году получила название Гамбургской. Гамбург- побратим Санкт-Петербурга. К нему мы ещё вернёмся, когда коснёмся футбола.
      Также в Купчино имеются улицы, поименованные в честь некоторых деятелей «стран народной демократии». Улица Георгия Димитрова, болгарского коммуниста, руководителя Коминтерна (до его расформирования в 1943 году), первого руководителя социалистической Болгарии. Кстати, был слух, предлагал Сталину сделать свою страну шестнадцатой республикой, тот отказался.
      Среди венгров выбрали совсем уж садиста и отморозка Бела Куна, лидера недолго просуществовавшей Венгерской социалистической республики, бежавшего в РСФСР и там в двадцатом с Розалией Землячкой, устроившего резню в Крыму. Правда, в тридцать восьмом и его в  расход пустили.
     У венгров, имхо, есть и более выдающиеся личности. Не будем за отца водородной бомбы венгерского еврея (а Кун кто?) Эдварда Теллера, по причине его антисоветизма. Но вот композиторы хотя бы, Ференц Лист, Бела Барток. Уже вылетело из головы, кто в социалистической Венгрии был на купюрах нарисован (в СССР исключительно Ленин). Помнится, всё же на одной был Барток. А у чехов (социалистических) тоже помню на какой-то купюре Яна Жижку…
      Самым знаменитым югославом посчитали Олеко Дундича, насчёт которого достоверно неизвестно, серб он или хорват. Повоевал на стороне Австро-Венгрии с Россией, попал в плен, записался в сербский добровольческий батальон, отметился ещё и за Россию. В семнадцатом перешёл на сторону большевиков, дослужился до комполка в армии Будённого, погиб в двадцатом под Ровно во время наступления на Польшу, закончившегося «Чудом на Висле».
      Чехам в Купчино досталось целых две улицы. Журналиста и коммуниста Юлиуса Фучика, одного из руководителей Движения Сопротивления, арестованного гестапо в 1942 году, написавшего в тюрьме книгу «Репортаж с петлёй на шее» и казнённого по приговору Народной судебной палаты Германии в 1943 году.
      Другая- Ярослава Гашека, подарившего миру Йозефа Швейка, которого иронически настроенные чешские интеллигенты называют воплощением чешского национального характера, а более патриотически настроенные чехи сие опровергают.
      Гашек личность, безусловно, выдающаяся. Клиническим идиотом, как Швейк, разумеется, не был, по-нынешнему его следует называть троллем. Характер главного героя он списал с одного из сослуживцев, с которым служил в австро-венгерской армии на восточном фронте. Но некоторые эпизоды своей биографии, включая пребывание в психушке и торговлю крадеными и бродячими собаками, Гашек Швейку таки приписал.
      Как многие другие чехи, он сдался в плен русским, поступил в чехословацкий легион, а вот, когда случилась революция, и чехи, во многом помимо своей воли, вынуждены были ввязаться в гражданскую войну на стороне белых, писатель вдруг перешёл на сторону красных, послужил у них. Правда, недолго, в начале двадцатых вернулся домой, чуть было не был посажен за службу у красных, но вскоре помер. Хотя было бы любопытно, если бы он написал ещё про красноармейца Швейка…
                                                            *  *  *
       «Какое-то кенгуру» совершает ещё прыжок. Я там выше задал вопрос, не кажется ли вам, что чего-то не хватает. Вот. С учётом того, что Варшавская улица в Московском районе, а остальные «столичные» в Купчино, не было в Ленинграде и нет в Питере Берлинской улицы. Как-то обошли советские власти вниманием ГДР в этом вопросе.
       Столицы бывших союзных республик СССР, в честь которых улицы, трогать не будем, они не все, но есть.
       Из немецких коммунистов улицы удостоился Тельман, был ещё бульвар Тельмана в Пушкине, но там вроде вернули историческое название. А ещё через дорогу от меня, а я живу на границе субъектов Федерации, посёлок Тельмана Тосненского района Ленинградской области.
      К футболу. В Премьер- лиге российского футбола играет клуб заурядного райцентра Ленинградской области «Тосно». Правда, матчи проводит в Питере на «Петровском», в Тосно стадиона нет. По случайному совпадению в далёкие годы родители путина владели домиком в Тосно по адресу Вокзальная улица, 11.
      Да. Значит, Берлинской улицы в Питере нет, есть Гамбургская площадь, а вот улица в честь бывшего гэдээровского побратима Ленинграда, а теперь Санкт-Петербурга- Дрезденская, на севере города в Удельной имеется. Там улица в честь ещё одного побратима- Гданьская, и, непонятно, с чего Гаврская, хотя побратим Питера во Франции Бордо. Может раньше Гавр был, не знаю.  
                                                            *  *  *
      Кенгуру прыгает ещё раз. От топонимики к футболу. В побратиме Ленинграда- Санкт-Петербурга Дрездене с пятидесятых годов есть футбольный клуб «Динамо». Там история создания достаточно интересная, гуглите сами. Сейчас он во второй бундеслиге, а в гэдэровские времена был одним из лидеров восточно-германского футбола.
      И, поскольку, Ленинград и Дрезден были побратимами, «Зенит» и «Динамо» раз в год ездили друг к другу в гости играть товарищеский матч. Естественно, дрезденским футболистам особой радости посещать убогий Советский Союз не было, а вот ленинградским парням в ГДР вполне доставляло.
      Ибо ГДР (где я не был), Венгрия, Чехословакия (в коих довелось) ассортиментом и качеством содержимого прилавков магазинов отличались от СССР весьма ощутимо. В лучшую сторону, разумеется.
      Обычным советским гражданам было тогда недоступно, насколько те же венгры, чехи и восточные немцы завидовали своим соседям- немцам эфэргэшным и австрийским из «мира, где всё продаётся и покупается». Здесь цитата о посещении капиталистических стран в далёкие семидесятые от обладательницы самого старого на сегодняшний день мирового рекорда (не побьют, в июле 35 лет стукнет, допингом за версту несёт) в лёгкой атлетике чешки Ярмилы Кратохвиловой.
      А за десять лет до строительства Берлинской стены несколько миллионов восточных немцев переехали из ГДР в ФРГ. Да и под стену ту подкопы делали, на воздушных шарах пытались перелететь…
     В год же Московской Олимпиады ленинградский «Зенит» впервые в своей истории завоевал медали чемпионата СССР по футболу- бронзовые. До того высшим достижением было четвёртое место в 1958 году. И в том бронзовом составе играл мой земляк из Колпино (в котором проживаю с 1960 года, до того шесть лет на Фонтанке).
      Вообще-то, вроде даже двое, ещё один, удостоенный дЕвичьей фанатской кричалки «Я хочу родить ребёнка от …», но я про другого, которого звали Юра. Ну, болельщики со стажем, особенно колпинцы, вычислят без труда.
      Были в «Зените» колпинцы и до того, были и после. Одного из них, в девяносто девятом забившего два гола тогдашним чемпионам мира французам на Сен-Дени, комментатор Геннадий Орлов так и назвал «колпинской ракетой».
      И вот в восемьдесят первом «Зенит», как бронзовый призёр, получил право выступать в Кубке УЕФА. Кстати, Лобановский в советские времена долго добивался перехода на розыгрыш чемпионата по схеме «осень- весна», как вся Европа, а не наоборот. Тогда не добился, Россия перешла, насколько помню, года с одиннадцатого.
      Фишка здесь в том, что чемпионат СССР закончился в ноябре восьмидесятого, а розыгрыш европейских кубков начинался в августе- сентябре восемьдесят первого. Во всей Европе же чемпионаты заканчивались в мае- июне, и действующие чемпионы и призёры с ходу включались в еврокубки.
      Сезон же 1981 года у «Зенита» был откровенно провальным, хотя состав остался, в общем-то, тем же, мало того, явился базой чемпионского состава 1984 года. Команда заняла 15-е место в чемпионате СССР из восемнадцати, от вылетавшего из Высшей лиги ростовского СКА отделяло два очка.
      И вот в таком виде «Зенит» должен был вступить в Кубок УЕФА. И надо же такому случиться, что в первом раунде попал именно на дрезденское «Динамо», к которому и так каждый год в гости ездил. А вышеупомянутый зенитовец Юра был одноклассником моего коллеги по конструкторскому бюро, и они между собой общались.
       Так вот, этот Юра, со слов моего ныне покойного коллеги, узнав о жеребьёвке, произнёс: «Эх, жаль, лучше бы с Гамбургом…» Ну, поскольку эфэргэшные клубы, «Гамбург», в частности, котировались куда выше гэдээровских, получил недоумённый вопрос: «Так «Гамбург» же вас в одну калитку…»
      Ответ: «Зато в ФРГ бы съездили…»
      Это к вопросу о преимуществах и недостатках капиталистического и социалистического строя.
      Дрезденскому «Динамо», насколько помню, «Зенит» оба матча проиграл. Дома 1:2, в гостях 1:4…
История от Razdolbaeff`a

2 комментария:

  1. Работал на заводе фарфоровых изделий (как я его называл унитазном")Располагался он на пересечении Южного шоссе и Софийской улицы. Так мы и ориентировали поставщиков и потребителей. После переименования безымянной площади в "Гамбургскую" возникла местная хохма:
    - Как до нас добраться? Очень просто: едете по Славе до Гамбургской площади и сразу направо.
    Мало кто находил с первого раза...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Очень хорошо помню этот завод, рядом в девяностые бывал не раз.

      Удалить