понедельник, 1 декабря 2014 г.

Памяти Гайдара. Заметки чайника об экономических реформах

          Это пятая часть статьи. Читать часть 1часть 2часть 3, часть 4.


          И снова в декабрь девяносто первого. Отгремел ГКЧП, Ельцин запретил КПСС, потом Беловежская пуща… Последнее- отдельная тема, но…
          За несколько дней до нее на Украине прошел референдум, где подавляющее большинство населения, включая жителей Донецкой, Луганской областей и Крыма проголосовали за выход из СССР. Так что выход Украины был вполне легитимен. С остальными сложнее, но у Ельцина что, были лишние деньги, чтобы еще и колонии содержать?
          Повторю вопрос. Ты Гайдар. Вот ты лично, патриот х##в. В глаза смотреть!!! Отвечай, чего делать. Денег нет, еды нет.
          Ах, у сельхозпроизводителей еда есть? Знаю, есть, сам на баки из нержавейки на нее выменивал, за рубли не продавали.
          Как взять-то, если рубли не берут? Силой? А Шевчук чего поет, забыли? А как в восемнадцатом по всей России полыхнуло, забыли?.. Есть такое понятие «гражданская война».
          Явлинский часто говорил и писал, что угрозы голода, на его взгляд, не было. Не знаю, где отоваривался в декабре лично он, мне, как я выше написал, пришлось к родственникам за тысячу километров ездить. Иначе, чем детей кормить не знал.
         Наряду с Гайдаром, пост премьера предлагался и Григорию Алексеевичу. Он отказался. Мол, надо было сначала малую приватизацию за деньги провести, а потом уж цены либерализовывать. Применительно к девяностому году оно скорее всего верно, но в декабре девяносто первого 3,14..ец уже вовсю колотил ногами в дверь.
         Приватизация за деньги населения?.. Ну, торговые точки, общепит, пищевка ушли бы влет. Так они и так ушли. Причем, в пищевку, в пиво, например, пришли серьезные инвесторы с Запада. Пущенная в девяностом «Балтика», оснащенная новейшим по тем временам чешским оборудованием, к середине нулевых полностью обновила основные фонды, заменив оборудование западноевропейским.
         А кому какой-нибудь механический завод нужен, если не считать землю под ним? Продать, закатать в асфальт и построить публичный дом. Так примерно мне один начальник цеха тогда и говорил, когда я с ним об аренде приходил договариваться.
         Это первое. А второе заключается в том, что, создав немногочисленный класс мелких собственников, владельцев кафешек, парикмахерских и магазинчиков, но сохранив капээсэсовскую номенклатуру во главе оставшейся в руках государства крупной промышленности, имели бы ситуацию, при которой «волна народного гнева», возглавленная «красными директорами» смела бы миллион мелких частников на счет раз.
         И вектор сменился бы на «Back in the USSR» не во втором десятилетии двадцать первого века (а только слепой не видит, что он сменился), а уже году в девяносто третьем. А тогда олигархи сумели быстро организоваться и защитить капиталистический путь. И в девяносто третьем, и в девяносто шестом. Чему я, хотя и не олигарх, очень рад. Больно назад в совок не хочется. Мне олигархи в стопиццот раз милее совка…
         Пост премьера Ельцин предлагал и Явлинскому, и Гайдару. Первый отказался, второй согласился. Сразу же, в середине ноября, объявив о либерализации цен со второго января 1992 года.
         Господа-товарищи совки. Кто не понимает. Накатите коньячку и ##нитесь со всего размаху фэйсом об тэйблу для интенсификации мозговой деятельности. В начале января 1992 года состоялось не повышение цен, а их либерализация. Что означает освобождение. Был сведен баланс денег и товара. И цена колбасы, как это и должно быть, стала равняться частному от деления количества денег на количество колбасы. А что к тому времени денег до хренища напечатали, Гайдар никакого отношения не имел.
          Многие полагают, что второго января цены повысились на всё. Отнюдь не так. Повысились они на продукты питания в торговле, которая еще оставалась государственной, и цены до того момента в ней сдерживались государством.
          Причем, если магазинные торговцы, ориентируясь, например, на цены мяса на Кузнечном рынке С.-Петербурга, установили за килограмм 70 рублей, то очень скоро снизили ее. За семьдесят не брали. Снижалась цена на мясо постепенно, и к маю была где-то рублей пятьдесят. Как в магазине, так и на рынке. Поскольку разницы между магазином и рынком не стало. А вскоре на рынках цена стала ниже, чем в магазинах по причине более низкой арендной платы.
          А вот цены, которые были свободными и до 1992 года, т.е., в коммерческих магазинах и ларьках, так они понизились. Понизились на тайваньские джинсы и футболки с разноцветной вышивкой, на турецкие джемперы, китайские кроссовки, палёный бренди «Наполеон» и якобы импортные аудиокассеты неизвестного происхождения, хотя на них и было написано «Sony» и прочие фирменные лейблы.
          На аудиокассеты, стоившие в декабре 60 рублей, цены снизились после либерализации до 45-50. Точно помню, я в том же Орле на вокзале купил оптом партию аудиокассет «Maxwell» по 25 рублей, а потом в Питере их по ларькам и коммерческим магазинам на комиссию сдавал. Таки мне продавцы ларьков- магазинов говорили: на фига вы торопитесь, в январе цены повысятся. На что я отвечал: это они на жрачку повысятся, а на кассеты понизятся. Ибо, если денег новых не печатать, то деньги, предназначенные для покупки кассет, уйдут на колбасу. Пирамида Маслоу, однако…
          Если кто не помнит, Гайдар тогда, в девяносто втором неоднократно называл себя и свой кабинет правительством камикадзе. Ибо понимал, что шок вызовет негативную реакцию значительной части населения. Хотя мне этот негатив не совсем понятен. В декабре еды не было вообще. Фантики с портретом вождя мирового пролетариата в кармане были, а купить на них еду было нельзя. В январе же еда пусть и дорогая, но появилась.
          Включился механизм, меняющий ситуацию к лучшему. Значительная часть населения стала искать возможность заработать деньги. Многие начинали «мутить» собственные бизнесы. Не только торговые. Вот, например, созданная в девяносто первом фирма по производству генераторов кислорода и азота для различных отраслей промышленности. Изделий, основанных на собственных изобретениях и докторских диссертациях учредителей фирмы. Если бы не экономические реформы девяностых, оставаться бы тем изобретениям и диссертациям на бумаге…
          В середине девяностых в С.-Петербурге мясные изделия типа колбасы, пельменей изготавливали около двухсот предприятий. В конце восьмидесятых таковых было два. Также возникали мелкие хлебопекарни, пивоварни. Т.е., «процесс пошел» ©…
          Что процесс шел небыстро? Таки «скоро только кошки родятся» ©, да и мировые цены на нефть не способствовали быстрым улучшениям. Проходи реформы в условиях высоких нефтяных цен, все было бы по другому.
          Но. Прав Явлинский был в том, что неприватизированные предприятия явятся тормозом на пути реформ. А ваучерная приватизация, как известно, была проведена полутора- двумя годами позже. Здесь ее касаться не буду, только про «две волги»… Вкладывая свои ваучеры, я слегка подумал, и… Ну, вот так, прикидывая, где-то пара «волг» на ваучер и вышла. А если кто у метро за десять долларов продал, то фиг ли на Чубайса пенять, коли рожа крива…
          Как я выше уже написал, с торговлей и пищевкой, т.е., отраслями, ориентированными на конечного потребителя, проблем как раз и не было. Цены, скакнув второго января, потом сползли маленечко вниз до некоего баланса предложения и спроса.
          В прессе мелькали цифры, сколько-то человек умерли. А сколько бы умерло, если бы либерализация цен не состоялась? Если бы продолжалось полное отсутствие еды? И мои, и жены родители были пенсионерами, у нас было двое детей: школьник и дошкольница, жена не работала. Но. Вопрос о голодной смерти не стоял, в январе стало легче, чем в декабре. Еда, хоть дорогая лучше, чем вообще ее полное отсутствие.

Комментариев нет:

Отправить комментарий