воскресенье, 8 мая 2016 г.

Back in the USSR. Одежда и быт

         СОДЕРЖАНИЕ:
         Back in the USSR. Одежда и быт

         Решил завершить серию статей «Back in the USSR» статьей про бытовые товары. Тут и одежда, и бытовая техника, косметика. парфюмерия. Если в памяти всплывет чего еще, напишу потом. Потому как история- не только битвы и строительство магниток с днепрогэсами, но и колбасные электрички, и нижнее бельё которое носили. Потомкам второе порой интересней первого.
          So… Давайте сперва за бельё.
          Был во Франции певец Ив Монтан, до ввода советских войск в Чехословакию почитавшийся большим другом СССР. Даже песня была, Марк Бернес исполнял, со словами:
          «Задумчивый голос Монтана
Звучит на короткой волне,
И ветки каштанов, парижских каштанов
В окно заглянули ко мне».
           К американскому джинсовому бренду «Montana» певец отношения не имеет…
           В 1963 году певец с супругой Симоной Синьоре приезжал на Московский кинофестиваль…
           Единственный раз в своей жизни посетил СССР во время этого фестиваля Фредерико Феллини с супругой Джульеттой Мазиной. Главную премию фестиваля феллиниевский «8 1/2» и получил. Хрущев, говорят, на премьере уснул, а главный советский киношный начальник Романов угрозой исключения из партии настаивал, чтобы советские члены жюри голосовали за советский фильм «Порожний рейс».
          Но председатель жюри Григорий Чухрай проявил (кто жил в СССР поймёт) принципиальность, золотой приз отдали итальянцу. Хотя тот на церемонию вручения и не пришел.
           Да, так вот Монтан с женой от не фиг делать шлялись по магазинам и ради прикола скупали женское нижнее бельё. Доставляло оно им. Во Франции они организовали, опять-таки по приколу, выставку этого белья в одной из парижских галерей.
           Здесь следует уточнить, что организовал выставку друг Монтана, которого звали Жерар Филип, приходившийся двойным тёзкой актёру, известному советскому зрителю по фильму "Фанфан- тюльпан".
           Ни к каким международным скандалам сие не привело, Монтан перестал быть другом СССР после Чехословакии- 68.
           И ниже без каментов женское бельё «Made in the USSR»:
          Справедливости ради стоит сказать, где-то в конце пятидесятых в Черемушках появилась фабрика по производству женского нижнего белья, немного ориентировавшаяся на западные стандарты. Говорят, строительство пролоббировала единственная между Лениным и Горбачевым женщина- член Политбюро Екатерина Алексеевна Фурцева, заявившая на заседании Политбюро: «Каждая советская женщина имеет право на качественный бюстгальтер».
         Правда, мощности одной фабрики на всю страну не хватало. В шестидесятые- семидесятые появился импорт, за которым гонялись. Слышал байку, будто гэдээровские комбинации были такие клёвые, что их носили не под платьями, а вместо них. Не знаю- не видел…
                                                        *  *  *
         Из Виктора Конецкого. На судно загранфлота моряку приходит радиограмма от жены: «Купи Лондоне бюстгальтеры, размер спроси у радиста, твоя Муму».
                                                        *  *  *
         Отдельно стоит коснуться мужских трусов. То, что мы носим сегодня, в СССР именовалось плавками, а трусами назывались длинные, не обтягивающие, типа шортов. Их еще называли семейными, но других просто не было. Долгое время их шили из черного и синего сатина, некоторые хозяйки делали это самостоятельно.
         Позже появились хлопчатобумажные семейные трусы цветочками и иных веселеньких расцветок. Опять же есть байка, что мода пошла от волка из «Ну, погоди», носившего трусы в ромашках.
         Я семейные трусы носил примерно до середины восьмидесятых, потом стал ездить в загранкомандировки и покупать себе «плавки».
                                                        *  *  *
         Об одежде вообще. Среди людей моего поколения, особенно, имхо, из глубинки есть такие, кто ни сейчас, ни в молодости не придавал оной значения. Я таки придавал лет так с четырнадцати- пятнадцати. Представить же себе женщину, не придающую значения тому, как она одета, не могу. «Синих чулков» в моем окружении на протяжении жизни как-то не наблюдалось.
         И. В фильмах советской эпохи порой показывались общие виды городских улиц с едущими по ним машинами и идущими по тротуарам людьми. Ну, что машин было намного меньше, и были они совсем иными- то отдельно. Если же обратить внимание на уличную толпу и сравнить ее с людьми на улицах в нынешнее время, то хорошо видно, что сейчас люди одеты гораздо разнообразнее и ярче.
         Вот фотки советской поры:
         Невский проспект около станции метро «Гостиный двор». Сдается мне, фотография приведена зеркальная, но исправлять не стал. Сейчас толпа людей в том же самом месте выглядит абсолютно иначе. Разнообразнее. Кстати, обратите внимание на мужчину с бородкой, несущего связку рулонов туалетной бумаги. Отхватил по случаю.
          И на этих снимках, да простят меня изображенные на них молодые люди, одеты они в типичный совок. Лишь у блондинки на первом плане пальто модного покроя, да еще и дефицитные сапоги.
         Чтобы понять, чем совок отличается от несовка два этих снимка. На первом из них я 7 мая 1984 года, только- только ступивший на венгерскую землю. На другом дома год спустя с сыном. На первом я одет в совок, на втором ничего совкового, может за исключением носков, на мне нет.
          А отличие советского гражданина от случайно попавшего в кадр венгра очевидно. На втором снимке я нисколечко не похож на гражданина страны советов той поры.
          Иногда советские граждане, прежде всего жители мегаполисов одевались в модные вещи. Обычно производства ГДР, Венгрии и Чехословакии, гораздо реже Италии, Австрии. На снимке от 1984 года выше на мне гэдээровские модельные ботинки, купленные в 1976 году перед свадьбой. Так и носил, пока за границу не стал ездить.
          В том же 1984 году привез из Венгрии домой простую черную куртку и столь же простую светлую ветровку. Но их импортное происхождение, несмотря на отсутствие внешних лейблов, было очевидно. Иногда даже спрашивали: «Где достал?». Ценные вещи в СССР не покупали, а доставали…
        С середины восьмидесятых и до реформ Гайдара, когда не стало дефицита, моя семья одевалась в привезенное мною из-за бугра.
                                                       *  *  *
        Если во времена СССР моя роль главы семьи и добытчика сводилась не только к зарабатыванию денег, а еще и отовариванию их, благо, по командировкам, как внутри СССР, так и в Венгрию с Чехословакией я ездил немало, то с девяностых я избавился от второй функции.
        А раньше возил домой всё: и колготки, и нижнее бельё, и косметику. Продукты питания тоже из внутрисоюзных командировок, из-за бугра ввоз еды в СССР был запрещён.
         В восемьдесят четвертом забавно покупал в универмаге венгерского города Сексард джинсовую юбку жене. Продавщицы ни по-русски, ни по-английски, я кроме приветствий и числительных ни слова по-венгерски. Старшая продавщица подводила ко мне продавщиц, поворачивала спиной и предлагала оценить, какой размер нужен. Всё при помощи жестов. И ведь подошла юбка. Как, впрочем, и многое другое…
                                                       *  *  *
        Полки и прилавки советских магазинов одежды и обуви обычно были заполнены. Но дизайн товара был столь ужасен, что эти изделия советской легкой промышленности никто не покупал. Две сцены из фильмов:
        В рязановском «Дайте жалобную книгу» в большом универмаге, в роли продавцов Вицин и Никулин, заходит с другом большой начальник и ужасается тому, что продаётся…
        И «Влюблён по собственному желанию» Сергея Микаэляна. Героиня Евгении Глушенко просит другую женщину помочь выбрать что-нибудь для себя и слышит ответ: «Вы же видите, здесь ничего нет». При том, что магазин заполнен товаром.
                                                       *  *  *
        Также могу адресовать к произведению Войновича «Шапка», по которому при Горбачеве фильм был снят. Среди писателей распределяли шапки. По рангу. Кому из пыжика, ондатры, сурка, кролика. А главному герою досталась из «кота домашнего средней пушистости». И вокруг этого вертится сюжет.
                                                       *  *  *
        Дефицитом были и женские колготки. Их тоже доставали. Актриса Ольга Аросева, которую в детстве как-то подержал на руках «лучший друг детей и физкультурников», вспоминала, что, желая быть модной, она с подругами мазала ноги разведенным красным стрептоцидом, помимо того рисовали на ногах швы и стрелки. Чтобы на колготки было похоже…
                                                       *  *  *
         Как я писал по поводу еды и выпивки, в снабжении регионов СССР были различия. Футболки с рисунком, которые было невозможно купить в Ленинграде, плюс рубашки с красивым рисунком мне привозили из Минска, где жила тетя жены.
         Туристические поездки в Прибалтику обычно преследовали цель шопинга, в этих республиках, также, как в странах Восточной Европы, еще живы были люди, помнившие нормальную жизнь, поэтому приличные товары народного потребления делать всё же умели.
                                                       *  *  *
          Отдельно про обувь. Купить приличные шузы было еще более проблематично, чем одежду. Модные брюки и приличный костюм можно было сшить в ателье, правда хороший материал для пошива тоже приходилось поискать.
          На снимке ситуация, когда товар «выбросили». Был такой термин, когда для выполнения плана хороший дефицитный товар, обычно в конце месяца, выбрасывали в свободную продажу.
         Анекдот эпохи. В 1972 году Брежнев и Никсон едут по Невскому проспекту, а там рядом с обувным магазином, который напротив Желябова (Б.Конюшенной) в доме Мертенса, но мы тогда такого названия не знали, очередь длиннющая. Никсон спрашивает, в чем дело, Ильич отвечает: «А, обувь выбросили…». Никсон вышел посмотрел и говорит: «Да, у нас такую тоже выбрасывают…»
                                                       *  *  *
          Джинсы типа Levi`s, Wrangler и прочие можно было купить на «галёре» Гостиного Двора за 200- 250 рублей. Там же и прочие дефициты. Доллары продавали за 3-4 рубля. За 60 копеек нигде и никогда…
                                                       *  *  *     

          Как выше написал, брюки, костюмы, ставшие модными среди женщин в начале семидесятых брючные костюмы, шили в ателье. Еще предлагали шить и вязать самим. Выкройки публиковали журналы «Работница», «Крестьянка». На приведенной фотографии журнала «Вязание» на мужике вообще-то джемпер турецкого производства, массово продававшийся в коммерческих ларьках начала девяностых.
          Во второй половине восьмидесятых в СССР пришел журнал «Burda moden» с выкройками. Правда, как я уже написал, с тканями тоже были проблемы. Ткани, как и одежду для своей семьи привозил из загранкомандировок.
           ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ

1 комментарий:

  1. Продвинутые люди в то время использовали модели и выкройки из эстонского журнала "Силуэт". Вполне было достойное издание.

    ОтветитьУдалить